9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Инструкции Процессоры звуковых эффектов

В последнее десятилетие реализация звуковых процессоров значительно упростилась за счет распространения и развития цифровой техники. Стала возможной обработка звукового сигнала с помощью одного или нескольких цифровых сигнальных процессоров (DSP) и создание качественных алгоритмов эффектов в различных их сочетаниях. А пару десятилетий назад для реализации каждого эффекта чаще всего требовалось построение отдельного аналогового прибора...

К примеру, такой эффект, как искусственная реверберация (Reverberation), можно реализовать с помощью нескольких средств. Реверберация – это процесс затухания звуковых колебаний в помещении. Запись инструментов и вокала можно осуществлять как в условиях естественной реверберации в специально подготовленных помещениях с определенным сочетанием различных звукопоглощающих материалов акустического оформления, так и с помощью искусственной.

Один из самых старых способов реализации ревербератора является применение эхокамеры. Звук, направленный с микшерского пульта на обработку, воспроизводится громкоговорителем в помещении с определенными акустическими характеристиками, которые его изменяют. Далее он принимается микрофоном, усиливается и подается обратно на пульт. Таким образом можно осуществить смешение прямого сигнала и сигнала, прошедшего через эхокамеру в разных пропорциях, тем самым управляя реверберационным эффектом. Ранее использовались также листовые ревербераторы, основным элементом которых являлся стальной лист, прикрепленный к раме. Звуковой сигнал попадает на электродинамический возбудитель, прикрепленный к одной стороне листа. Возбужденные колебания снимаются пьезоэлектрическим преобразователем с той же стороны. Затем сигнал усиливается и поступает на микшерский пульт, где происходит его смешение с прямым сигналом, то есть для имитации процесса реверберации используются затухающие колебания стального листа. Существовали также пружинные ревербераторы. Концы пружины крепились к роторам электромагнитного датчика и приемника, которые через демпферы присоединялись к неподвижным опорам. При вращении ротора через пружину передаются колебания пропорционально звуковому сигналу, часть из которых отражается от приемника к датчику и назад, приходя с запозданием, пока не затухнет. Используются эти ревербераторы редко, в связи с некоторыми ограничениями, и в частности, из-за присутствия в обработанном звуке металлического призвука.

Сейчас подавляющее число ревербераторов – цифровые, использующие принципы физического моделирования реверберационных процессов. Качество эффекта зависит от алгоритма, с помощью которого он реализуется. В цифровых ревербераторах возможно регулировать время реверберации (Reverb Time), время затухания (Decay Time), плотность реверберации (Density), соотношение прямого сигнала и обработанного (Mix Level) и уровень первых отражений, которые во многом определяют реверберационную картину.

Кроме того, чаще всего присутствует набор уже готовых пресетов, названия которых характеризуют определенные типы помещений. К примеру, Hall – холл, Plate – лист, Church – церковь, Bath – ванная и т. д.

Родственный реверберации эффект – задержка (Delay). Сигнал задерживается и смешивается с прямым, после чего возникает слуховое ощущение эха. Ранее этот эффект был реализован с помощью обыкновенного магнитофона с несколькими записывающими и воспроизводящими головками. Позже появились цифровые линии задержки, а в дальнейшем этот алгоритм стал использоваться в устройствах, построенных на базе цифровых сигнальных процессоров (DSP).

Возможно изменение времени задержки (Delay Time), уровня обратной связи (Feedback) и соотношения прямого и обработанного сигналов (Mix Level).

Перечисленные выше эффекты относятся к классу временной обработки. Кроме них существуют модуляционные эффекты, одним из которых является хорус, который реализуется путем смещения высоты тона звукового сигнала и смешивания его с неизмененным прямым сигналом. Таким образом получается имитация хора.

Модулируемых сигналов может быть несколько.

Регулируются частота модуляции (Mod Frequency), глубина модуляции (Mod Depth), время задержки сигнала (Delay Time) и соотношение обработанного и прямого сигналов (Mix Level).

"Флэнджер" реализуется путем задержки копии звукового сигнала на малый промежуток времени и смешивании ее с прямым сигналом. Причем время задержки постоянно изменяется, то есть модулируется. Возможна регулировка времени задержки (Delay Time), глубины обратной связи (Feedback), частоты модуляции (Mod Frequency) и соотношения уровней смешанного и прямого сигналов (Mix Level).

Отличие "фэйзера" от "флэнджера" состоит в том, что происходит перемена фазы звукового сигнала в зависимости от частотной характеристики фильтра, которая модулируется генератором низкочастотных колебаний. Измененный сигнал смешивается с прямым в необходимых пропорциях.

Существует возможность регулировки времени задержки (Delay Time), глубины обратной связи (Feedback), частоты модуляции (Mod Frequency), глубины модуляции (Mod Depth), центральной частоты (Center Rate) и соотношения уровней смешанного и прямого сигналов (Mix Level).

Эффект "тремоло" реализуется посредством амплитудной модуляции звукового сигнала. Субъективно этот эффект воспринимается как дрожание звука. Частоту и глубину модуляции можно регулировать. Один из полезных эффектов – смещение высоты тона, используемый для транспонирования звука по высоте (Pitch Shifter). Существует также эффект замедления звука без изменения высоты. Эти эффекты стало возможным реализовать на базе цифровой техники.

Все перечисленные выше эффекты могут быть реализованы как в моно-, так и в стереовариантах. Кроме алгоритмов их качество может зависеть от разрядности обработки (чаще всего используется разрядность 32 бита с плавающей запятой).

Кроме эффектов, процессоры часто могут выполнять алгоритмы психоакустической обработки, основанные на добавлении новых звуковых гармоник к сигналу. Несмотря на объективное "загрязнение" звука после такой обработки, звучание обработанного фрагмента субъективно может казаться лучше и чище оригинала. Приборы, выполняющие подобные алгоритмы, называют энхансерами и эксайтерами.


11 нравится? 7


30.05.2015 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья?
Мойдодыр говорит:
поделись с друзьями!

Хочешь почитать ещё про инструкции? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Простой генератор звуковой частоты
Вопросы изобретателю генератора свободной энергии
Требования, предъявляемые к контактам. Замкнутое состояние, размыкание контактов.



Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)
Как вставить картинку в свой комментарий?

Пользовательские теги: для чего процессор аудио эффектов звуковой процессор эффектов модуляц [ Что это? ]

Дальше в разделе Инструкции: Программы записи переговоров, Краткий обзор программ записи переговоров, описываются достоинства и недостатки, как аппаратные, так и программные.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты
Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и ретро электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети, компьютеры и программы Категория свободна Инструкции


Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета - в одном месте!

 20.3 Автозапуск GSM на ATmega8 и Sim800L
 8.3 Удаленное управление исполнительными устройствами ...
 8.3 ИБП или UPS по взрослому
1

Задай вопрос радиолюбителям!


28.3 Всем доброго вечера. Вопрос касательно физики LR ...
28.3 Здравствуйте. Подскажите, я правильно понимаю, что ...
2
25.2 Как отличить танталовый конденсатор от ...
5