9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Инструкции Традиционная двухполосная акустическая конструкция

Эту статью написал некто Наумов Максим. К сожалению, она выпилилась из интернета. Поэтому мы решили просто вернуть её.

После живых, глубоких НЧ, которые выдавали «башни», контраст был ощутим очень сильно. Поразмыслив немного, я решил начать борьбу за глубину воспроизведения низких частот, тем более что в этот момент «подсел» на органную музыку Баха. В едином порыве, я изъял из закромов родины пару 25гд26 и установил их на место 4гд35 в корпуса «Бэйсиков». 50-ти литров ЗЯ для этих динамиков вполне достаточно; точнее говоря, это одно из оптимальных решений (именно 50, а далеко не 25-30 литров, в которых частенько обитают 25гд26 и их поздние аналоги). Низкие частоты получились просто великолепные. Кроме прочего, динамик неплохо охватывал и середину.

Естественно, пищалку стыковать пришлось заново. Оптимальный вариант получился такой: ВЧ динамик (тот же 6гдв5д) подключен в противофазе, последовательно с резистором 2,7 ом, а сигнал подавать через те же 2,4 мкФ (для тех, кто не понял еще раз: плюсовая клемма колонки, конденсатор, резистор, минус ВЧ динамика; от плюса динамика на минусовую клемму АС). Стык получился незаметный, АЧХ - сбалансированная. Из-за низкой чувствительности основного динамика, для получения нормального уровня громкости приходилось выкручивать ручку громкости не на привычные 10-30%, а на все 70-90%. Поэтому новое мое творение и получило название BigPower — мощности для них требуется явно больше, чем для всех прочих моих колонок (наверное, даже вместе взятых).

Слушал я эту конструкцию достаточно долго и надо признать, не без интереса. Задумал даже апгрейд в виде установки морелевской пищалки. Присмотрел шелковые, сравнительно недорогие (по 20-25 евро за штуку) и с удивительно правильной АЧХ. Однако начал замечать, что с тех пор как я «проапгрейдил» колонки, интерес к самой музыке начал угасать. Задумался. Пришел к выводу, что звук получился не только красивый, основательный, но еще какой то мертвоватый «магазинный». От того и интерес к музыке был только спортивный, аудиофильский. Было интересно как прозвучит та или иная композиция на новых колонках. Не хватало в звучании системы того главного «чуть-чуть», из-за которого я до сих пор не перешел на технику промышленного производства. Акустика не могла погрузить в музыку целиком и полностью, она выдавала красивый набор из поверхностных эмоций и звуков.

Я стал прислушиваться и анализировать; сравнивал свой BigPower с хорошими брендовыми колонками. Пришел к выводу, что проблема не в конкретной (моей или какой то другой) конструкции, а в уходе от широкополосной идеологии. Любая акустика, частота раздела фильтров которой попадает в основной диапазон частот (порядка 100-10000 Гц), не имеет в звуке той цельности и завершенности, которая есть у широкополосников (а вот форма АЧХ тут оказывается совсем не причем — она обеспечивает правильность и красоту звуков, оболочку музыки). Окончательно я в этом убедился, когда прослушивал на BigPower все того же Баха (с которого, собственно, все и началось). Магия музыки кончалась именно тогда, когда основная музыкальная партия поднималась по частоте до участка, который озвучивали одновременно два динамика. При этом все, что игралось одним только средне-низкочастотником, обладало той самой завершенностью и гармоничностью, которой мне так недоставало. Поскольку орган это как раз тот инструмент, который может полноценно играть музыку, не затрагивая верхние частоты, этот переход от ШП к двухполосному режиму оказался очень наглядным.

В итоге все вернулось на круги своя. На данный момент я слушаю старые добрые Basic, перенос которых к капитальной стене дал очень даже не плохой охват НЧ диапазона. А в качестве нового проекта я возродил конструкцию имеющую номер na-2. Спустя несколько летдля меня все более очевидной становится правильность именно этой концепции — трехполоска с активным фильтром на НЧ, фильтром 1-го порядка на ВЧ и с частотами раздела, максимально отстоящими от основного диапазона слышимых частот. Корпус для сабвуферной секции предполагается тот же (50 литров ЗЯ). Звучание, формируемое закрытым ящиком, лично мне нравится куда больше большинства фазоинверторов, которые я слышал. «Фазики» могут дать красивый и ровный звук, но звучание ЗЯ более цельное и гармоничное. Одним словом, поддержка 4гд35 снизу и сверху (там, где имеет место его естественный спад АЧХ), это, пожалуй, единственный способ получить желаемое — проникновенность и цельность звучания ШП динамика с максимально полным охватом частотного диапазона.

И в заключение надо сказать пару слов в защиту конструкции типа BigPower. На самом деле звук получился очень даже неплохой и вполне сравнимый с современными магазинными колонками среднего уровня. Если те же Basic могут не понравиться кому то по причине неглубокой проработки НЧ диапазона, то с BigPower такой проблемы не будет, при этом все прочие прелести конструктива «Бейсиков» остаются. А прелести состоят в следующем:

1. Корпус предельно прост (проще ЗЯ только ОЯ или экран)
2. СЧ/НЧ работает без фильтров (предельно короткий путь сигнала)
3. На ВЧ реально применить фильтр 1-го порядка без измерений АЧХ (опять же сокращение пути сигнала и простота настройки)

Мой скромный опыт позволяет сформулировать несколько советов для тех, кто захочет повторить данный конструктив.

Поскольку BigPower отвечает традиционной идеологии колонкостроения, я бы рекомендовал все же потратить время и силы для того, чтоб «вылизать» АЧХ до идеального состояния. Замеры в данном случае вещь неизбежная, так же как и применение фильтра второго порядка, но результат можно получить еще более превосходный. По той же причине советую потратить полсотни евро на морели или нечто подобное, поскольку ВЧ динамик охватывает достаточно широкий диапазон частот и требования к нему получаются совсем не те, что к ВЧ применяемым в конструкции типа Basic. Ну и последнее наблюдение: идентичности звучания у этих динамиков не наблюдается. Моя пара была из одной партии, но звучали они при этом по-разному (и в плане частотной характеристики, и по уровню, и по эмоциональности).

18.05.2015 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья? Похвастайся друзьям:

Хочешь почитать ещё про инструкции? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Изготовление прокладок из силикона
Необычные неисправности магнитол
Ф-24-2
Винни Пух одобряет.

Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)

Пользовательские теги: проект двухполосной акустики частоты настройки фильтров двухполоснлй акустики [ Что это? ]

Дальше в разделе инструкции: Любительские усилители звуковой частоты, схемы усидителей для радиолюбителей. приводятся такие параметры, как коэффициент усиления, диапазон частот, напряжение частот и коэффициент гармоник.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты

Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и винтажная электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети Сотовые операторы Инструкции



Дайджест
радиосхем
Новые схемы интернета - в одном месте!

Конкурс
для всех
Участвуй в новом конкурсе для радиолюбителей в ноябре-декабре 2016 и получай призы!



Гостевушечка


Сколько тебе лет?
Попытаемся составить портрет современного радиолюбителя...

Голосование запущено 07 ноября 2016, приняли участие 152 человека.