9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Инструкции Про усилитель на лампах 6Н8С и 6П9

Давно хотел оценить, как звучат октальные лампы. Тем более, что они есть в наличии. Всё упиралось в ламповые панели. И вот однажды и эта проблема удачно разрешилась.

В качестве драйвера решил использовать двойной триод — 6Н8С. Если верить справочнику, то это - аналог пальчиковой 6Н1П. В качестве выходного каскада выступает пентод 6П9. Такой весь из металла, чёрного цвета.

В качестве силового трансформатора использовал ТАН-16 127/220-50. Выходные трансформаторы ТВК-110 ЛМ, у них высокое приведённое сопротивления, что-то там под 10 кОм, так что подходят под 6П9 они лучше, чем ТВЗ.

[Схема разыскивается]

Тут нет ничего необычного, всё просто. Обмотки соединены под 160 В переменного напряжения. Можно было и больше, но тогда по току я не вкручиваюсь, нужен более мощный трансформатор. Но для пробы пойдет и такое напряжение.

Далее, диодный мост, конденсаторы, дросель (Др 3-0.2), и т. д. Под нагрузкой получаем около 210 вольт.

Мне скажут, что для выходного пентода этого мало. А я решил посмотреть и послушать, может и хватит. Иначе придётся перематывать трансформатор, а мне этого не хочется.

Накал ламп решил питать постоянным напряжением. Соединил две обмотки по ~6,3В. И при помощи сборки диодов Шоттки получился двухполупериодный выпрямитель. Под нагрузкой трёх ламп выходит 6,0-6,1 В. Всё в пределах допуска для ламп.

И еще, предусмотрел второй выключатель S2, для отдельной подачи анодного напряжения. Дабы не сразу нагружать не прогретые лампы.

По деталям. Все резисторы типа ВС 1Вт, надо же их куда-то пристроить? Электролиты китайские. Переходной конденсатор С7 фирмы Samsung, просто попались под руку, туда их и установил, попробую «корейское чудо» на звук.

И последнее, выходной пентод включен в триод, т.е. анод (8 вывод) соединён со второй сеткой (вывод 6), а третья сетка (вывод 1 ) соединёна с катодом (5 вывод).

Первое впечатление — звук от усилителя с таким набором ламп очень мягкий. Реальный классический ламповый звук, о котором говорят аудиофилы. Что характерно, никакой звуковой диапазон не заваливается, но и не акцентируется. Очень приятно слушать. Классика звучит просто супер! Замыленности нет, как и очень четкой прорисовки, некоторая золотая середина между двумя этими понятиями. Явно выраженного окраса, кроме мягкости, также не замечено.

На катодах ламп 6Н8С добивался напряжения, близкого к -4В, что соответствует резисторам в автосмещении 1,46-1,5 кОм, отдельно их подбирал. На анодах напряжение около 120 В , у разных ламп при подборе колебалось ± 5В . Если глянуть в справочник, при таких параметрах на участке анодной характеристики как раз линейный участок. Ток - в пределах 4мА. Коэффициент усиления около 10.

Напряжение сигнала подавал в пределах 0,2-0,3 В, вполне хватает. Вместо постоянного сопротивления R4 заделал переменное того же номинала на каждый канал, использую как баланс.

В автосмещение 6П9 в катодную схему поставил сопротивление 130 Ом. Получил -3,5В. Ток примерно 70 мА. Многовато, лампы конечно греются, но играют прилично.

Мощность до 2Вт в триодном включении вполне тянут, без рычания и сильных искажений. И зачем там 300 вольт на аноде? Просто есть желающие выдавить из ламп «мощь» по максимуму, забыва, что главное - качественное звучание.

С фоном не заморачивался. Откуда ему взяться в больших количествах? Даже дроссель убрал за ненадобностью. Еще, конечно, поставлю экраны на трансформаторы для полного счастья, в конструкции самодельного корпуса я это предусмотрел, но в остальном, работа над усилителем закончена.

Выводы

Очень даже симпатичный усилок получился. Лампы 6Н8С — звучат «прозрачнее», чем 6Н1П, но при этом такие же прямолинейные в плане АЧХ. А 6П9 — это классика лампового звука, если сравнивать с 6П15П, то звучание более мягкое и ровное, под них вспоминаются радиолы из моего детства, очень ностальгическая лампы.

При длительной работе, более 2 часов, звук сильно не «уплывает» (что случается с 6П14П). В общем, я доволен. Не жалею потраченных времени и сил. Результат того стоил.


19 мая 2020
Решил поэкспериментировать со своим усилителем 6Н8С+6П9. Прежде всего, пробовал подобрать режимы работы ламп под более высоким напряжением. Для этого, перепаял перемычку на трансформаторе.

Правда, теперь более высоковольтная обмотка может выдержать по паспорту всего 100 мА, а у меня анодный ток одних только 6П9 в сумме давал 100мА, а еще надо 6П8С тянуть.

Однако, старый трансформатор ТАН-16 оказался «стойким бойцом». Выдержал 2 часа издевательств испытаний, хотя и изрядно нагрелся, но не до такой степени, чтобы до него нельзя было дотронутся. Но решил дальше не напрягать более высоковольтную обмотку.

Итак, под нагрузкой на анодные резисторы пошло 260В, вместо 210В.

Увеличилась чувствительность (не путать с мощностью). Ток в катоде 6Н8С так и остался в пределах 4 мА, смещение увеличилось до -6В. А у 6П9 - примерно 40-50 мА, а смещение стало -7В с десятыми долями. И еще, увеличил емкости в катоде до 4700 мкФ. Звук стал более, как бы сказать, приятней. Меньше хрипов на большой громкости.

Шунтировал катоды обеих ламп обычными конденсаторами 1-4 мкФ. Ерунда, ничего не даёт, да и при моём монтаже иногда даже вызывает возбуждение. Выбросил их, за ненадобностью.

Что стало со звуком? Усилитель стал чуть динамичнее звучать, в смысле, слушать можно не только классику и джаз, но что либо современно-танцевальное.

А вот в прорисовке/размытости радикальных изменений не заметил. Видать, это предел для данных ламп. Не думаю, что если повысить еще на +40В, то всё прям запоёт гораздо лучше. Так что увеличивать еще напряжение не намерен.

Включал выходные лампы в классический пентод. Т.е. вторую сетку на анодное напряжение. Прорисовка звука улучшилась, но появился легкий "стеклянный" окрас. Такой звук - на любителя. Хотя, после длительного прослушивания понял 6П9 - лучше, таки, звучит в пентодном включении! Размытость пропала, а легкий такой "хрустальный оттенок" даже в тему.

Далее. По случаю, проверил разные типы переходных конденсаторов. А именно: Samsung, МБМ и китайский, с длинным и непонятным обозначением (с компьютерного блока питания). Реальные ёмкости соответственно: 0,4 мкФ, 0,5 мкФ и 0,47 мкФ. Что могу сказать, «кореец» звучит ровней и динамичней; «китаец» низкие режет, а верхи задирает. А старый, но мною ещё не проверенный, МБМ лучше передаёт низы, прекрасно верхи. С динамикой чуть хуже. И еще, в звуке появляется непонятный окрас.

комментировать

19 мая 2020
Погонял несколько недель усилитель на октальных лампах, а именно 6Н8С + 6П9. Всё вроде бы устраивает. Но, как говорится, чего-то не хватает. Потому, продолжил эксперименты.

Ещё в ходе конструирования корпуса усилителя предусмотрел место под панельку с 9-ю выводами. Не пустовать же ей вечно?

Не долго думая переподключил всё и перепаял под двойной пальчиковый триод. Да и переделывать особо ничего не пришлось. Просто вместо анодных сопротивлений на 26 кОм поставил одноватники на 100 кОм. Вот собственно и вся переделка, помимо подключения разъёма и накала.

Эксперименты начал, как всегда, со своей любимой лампы 6Н2П.

И тут данный набор триодов меня не разочаровал. Всё прекрасно, все частоты на уровне. Низы чуть акцентированы, как раз на мой вкус. Усиление «сумасшедшее» по сравнению с 6Н8С. Правда, выходные лампы 6П9 не дают той прозрачности звука, как 4П1Л. Зато присутствует пресловутая мягкость. Можно было бы и остановиться, но я всё же решил продолжить эксперименты далее.

А далее, провёл «прослушивание» лампы 6Н23П.

Что ж, так же прекрасно. Со своими малозаметными нюансами. Но это на любителя.

Недавно появилась лампа 6Н5П.

Вот и нашёлся повод проверить в реальных условиях. Если честно, то эта лампа оказалась посредственной. Она чем-то напоминает 6Ж1П в триоде. «Изюминки» нет. Просто ровный звук,совсем без окраса. Очень "скучная" лампа. Возможно, просто она работает не в оптимальном режиме.

Ну, как же не проверить 6Н1П?

Это же вроде пальчиковый аналог 6Н8С, если верить справочнику. Теперь можно провести прямое сравнение. И что же, вышло?

Октальный вариант звучит ярче! Вроде так же ровно по всему диапазону, но чуть ярче, или я бы сказал — светлее. По крайней мере мне так показалось. У кого-то возможно будет другое мнение на этот счёт, но если у кого-то есть выбор что использовать в драйвере, то используйте октальный аналог, не прогадаете. А если еще и под хорошие колонки или прочую полочную акустику - вообще супер!

И наконец... Нашёл что искал! Под выходной пентод (в триодном включении) 6П9 лучше всего подходит в драйвер - двойной триод 6Н6П! Вот не ожидал, но идеально звучит совсем не 6Н2П или 6Н23П, а именно 6Н6П!

Да, у него меньший коэффициент усиления, но остальное приводит просто к восхитительному результату. И четкость появилась, и размытость практически на нуле на средних частотах. И низы слегка акцентированы, и верхи на уровне. Если под выходные пентоды 6П14(15)П или 4П1Л, лучше всего подходит именно 6Н2П. То под 6П9 идеально вписывается именно 6Н6П.

Не знаю почему так, возможно из-за большей мощности «шестёрки». А может другие более тонки нюансы совпали. Но на моё субъективное мнение, 6Н6П + 6П9 — идеальное сочетание!

комментировать

19 мая 2020
6П9 — прекрасный выходной пентод в металлическом корпусе для построения простого лампового усилителя. Его также можно применять в драйвере или для построения однолампового усилителя. Лампа не критична к выбору параметров работы, главное - не превышать предельные паспортные ограничения.

В триодном включении звучит мягче и "теплее". А в классическом пентодном включении хорошо акцентирует звук. Нет размытости, хорошая динамика. Хотя и имеются значительные нелинейные искажения на мощности близкой к 3Вт. Но это кому что нравится: кому - мягкость, а кому динамика.

В аудиофильских схемах часто питают лампу напряжением +300В и выше. Однако, для качественного звучания это делать не обязательно. При выходной мощности до 3Вт вполне хватает от +210В до +250В анодного напряжения. Так что завышать напряжение не стоит.

И еще особенность у 6П9 в выходном каскаде однотактного усилителя: поскольку у пентода - высокое внутреннее сопротивление, то применять трансформаторы ТВЗ не рекомендуется. Они, конечно будут звучать, но звук будет «плоский» и неестественный. Я рекомендую трансформаторы ТВК-110 Л(М/2) или если найдёте ТВК-70 Л2. У них высокое приведённое сопротивление и годятся даже без перемотки. Звучат более качественно.

И ещё, лампа прекрасно работает как с фиксированным, так и с автоматическим смещением. При фиксированном смещении, на первую сетку стоит подавать -3В при пентодном включении (ставил две последовательно включенные пальчиковые батарейки) и -6В при триодном включении. При автоматическом смещении, в катодную цепь желательно устанавливать резисторы от 100 Ом и до 150 Ом, мощностью от 2Вт.

комментировать

нравится?

19.05.2020 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья? Похвастайся друзьям:

Хочешь почитать ещё про инструкции? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Самодельная акустическая система
Советы по доработкам усилителя Амфитон
Требования, предъявляемые к контактам. Замкнутое состояние, размыкание контактов.
Кащей одобряет.


Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)

Дальше в разделе инструкции: Усилитель на одной лампе 6Ф1П, для тех кто хочет собрать простой усилитель для компьютера всего из одной лампы на канал. то данная схема на лампе 6ф1п - самое оно. простота сборки. дешевизна ламп и трансформаторов. нужно всего 2 ламповые панели. что еще надо?

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты
Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и ретро электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети, компьютеры и программы Сотовые операторы Инструкции


Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета - в одном месте!

 26.5 Вторая жизнь фонарика. Вариант 5
 25.5 Практика, использование модуля на интерфейсном ...
 25.5 C&ESR Meter, v2, ремейк. Часть 1.


Рассылка для радиолюбителей


24.10 Новый USB-тестер FNB18
12.9 Набор точных отвёрток WORKPRO
6.9 Крутой повербанк за полтора бакса






Новые видео: