9zip.ru Радиотехника, электроника и схемы своими руками Восстановление аккумуляторов от UPS
Вероятно, у многих найдутся блоки бесперебойного питания (UPS), которые не работают по причине "убитого" аккумулятора. Ввиду определённых причин, аккумуляторы в бесперебойниках работают не так долго, как могут при правильных условиях эксплуатации.
Выбрасывать такие аккумуляторы нельзя, потому что они содержат свинец, который является тяжёлым металлом. Приобретение нового аккумулятора для UPSа часто нецелесообразно, потому что стоимость аккумулятора чуть меньше стоимости нового, более мощного бесперебойника.
Такой аккумулятор можно попытаться восстановить. Так как гелевые кислотно-свинцовые аккумуляторы являются необслуживаемыми, то нет никаких гарантий того, что восстановление будет успешным. Тем не менее, вероятность удачи высока и лучше попробовать восстановить аккумулятор, чем он будет лежать несколько лет и в итоге окажется на свалке.
Итак, имеем гелевый кислотно-свинцовый аккумулятор. Напряжение - ноль вольт, зарядный ток - ноль ампер. Поддеваем отвёрткой пластмассовую крышку и аккуратно снимаем. В нескольких местах она приклеена клеем. Под крышкой находятся резиновые колпачки, их назначение - стравливать образующиеся при работе аккумулятора газы.
Снимаем колпачки и доливаем в каждую банку 3мл дистиллированной воды. Водопроводную и кипячёную воду использовать нельзя. Дистиллированную воду можно найти в аптеке, автозапчастях или получить на дистилляторе. Некоторые используют талую воду от снега.
После долития воды аккумулятор нужно поставить на зарядку, подключив к регулируемому блоку питания. Изначально, зарядного тока может не быть вообще. Нужно повышать напряжение, чтобы получить зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Со временем ток будет расти, при этом напряжение на блоке питания нужно постепенно уменьшать. Когда ток заряда дойдёт до 100мА, напряжение уменьшать не нужно, а нужно дождаться, когда ток вырастет до 200мА. После этого аккумулятор нужно отключить и оставить на 12 часов. После этого времени аккумулятор нужно снова поставить на зарядку. Зарядный ток при этом возрастёт, поэтому нужно понизить напряжение блока питания до такого значения, чтобы ток заряда был равен 600мА (для аккумулятора ёмкостью 7Ач). Следя за током, заряжать нужно в течение 4 часов. |
После этого следует разрядить аккумулятор до 11В, подключив нагрузку - например, лампочку на 15Вт. После того, как аккумулятор разрядился, необходимо повторить заряд с током 600мА. Можно проделать несколько циклов заряд-разряд.
После восстановления аккумулятор можно эксплуатировать в штатном режиме. Ёмкость аккумулятора, скорее всего, окажется меньше, он будет быстрее разряжаться, но, тем не менее, он будет работать.
Восстановление для аккумулятора - экстремальный режим, на который аккумулятор не расчитан, поэтому необходимо внимательно следить за процессом, не подвергать аккумулятор длительному воздействию повышенного напряжения и тока.
Как правильно заряжать аккумуляторПосле того, как аккумулятор восстановлен, его можно заряжать обычным для данного типа аккумуляторов способом, который в самом простейшем случае может выглядеть так: аккумулятор подключается к стабилизированному источнику напряжения 14.5В. В разрыв цепи устанавливается проволочный переменный резистор соответствующей мощности, которым устанавливается нужный ток. Вместо переменного резистора можно установить стабилизатор тока. Величина тока берётся, как ёмкость аккумулятора делённая на 10. Например, при ёмкости 7Ач зарядный ток должен составлять 700мА. После включения блока питания переменным резистором (или стабилизатором) необходимо выставить этот ток. Во время зарядки напряжение остаётся неизменным!
По мере зарядки ток начнёт падать, поэтому необходимо следить за показаниями амперметра и уменьшать сопротивление переменного резистора, чтобы поддерживать заданный ток. В какой-то момент сопротивление резистора окажется нулевым, в таком режиме можно прекратить слежение: ток будет постепенно уменьшаться и увеличить его уже не будет возможности, т.к. напряжение постоянно - 14.5В. Когда значение протекающего тока станет почти нулевым - аккумулятор заряжен.
Следует напомнить, что кислотные свинцовые аккумуляторы нельзя разряжать до напряжения ниже 11 вольт.
UP 16.06.2012Иногда случается, что восстановленный аккумулятор работает неудовлетворительно: его ёмкость оказывается слишком низкой и он держит заряд под нагрузкой буквально несколько дней (в то время, как другие работают под такой нагрузкой неделями). В чём же может быть причина - неужели ресурс данных необслуживаемых аккумуляторов настолько мал?
Для проверки, в чём же дело, мы разобрали такой аккумулятор.
Состояние пластин и материала, пропитанного электролитом, не вызывает никаких нареканий. Нет и малейших следов сульфатации, а замыкание пластин тем более невозможно в виду высокой плотности материала между ними. Что же вызывает необратимую потерю ёмкости аккумулятора?
Дело в "отгнивании" пластин. Место, в котором пластина соединяется с выводом банки как будто нарочно делается тонким. В результате именно там происходит электрохимическое разрушение свинца и разрушение контакта. По этой причине при восстановлении и зарядке таких аккумуляторов отдельные банки нагреваются, а ток заряда может неожиданно прыгать.
Если бы этот узел имел большее сечение, ресурс герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов был бы в разы большим, но, вероятно, производителям это не выгодно.
54 нравится?
11 13.05.2011 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Товарищ Смирнов говорит: поделись с друзьями! |
|
Хочешь почитать ещё про схемы своими руками? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Зарядное устройство на UC3842/UC3843 с регулировкой напряжения и тока Схемы и печатные платы блоков питания на микросхемах UC3842 и UC3843 Миниатюрный дозиметр на микроконтроллереЕсть вопросы, комментарии? Напиши:
| Гость | | 18 июн 2020 23:06 |
Обычно аккумуляторы, находящиеся в глубоком разряде, не сразу начинают брать ток.
| Юрий | | 18 июн 2020 14:56 |
А почему растёт ток по мере зарядки ?
| Гость | | 30 авг 2019 16:51 |
ALEX111111, прежде чем восторгаться такими открытиями почитай про сульфатацию и прочие типы деградации аккумуляторов, померяй ёмкость "восстановленных" как ты считаешь аккумуляторов. Чудес не бывает.
| ALEX111111 | | 30 авг 2019 14:15 |
Если тема восстановления и зарядки аккумуляторов ещё актуальна, предлагаю схему простого устройства для восстановления аккумуляторных батарей и отдельных аккумуляторов. Результативность: например, с помощью такой схемы за ночь был восстановлен абсолютно дохлый автомобильный аккумулятор, не поддающийся зарядке стандартным зарядным устройством. Время восстановления – 10 часов, ток – 0,15 А. После данной процедуры машина утром завелась, но аккумулятор был все-таки дозаряжен до полной ёмкости зарядным устройством (промышленного изготовления). Таким же самодельным устройством была продлена жизнь множеству аккумуляторов от телефонов и планшетов. Детали: трансформатор с током вторичной обмотки до 1 А и выходным напряжением до 15-20 В, переменный резистор – проволочный [использован ППБ-15Г] сопротивлением 0,3 – 1,5 кОм, диод – любой выпрямительный на ток 1-1,5 А, конденсатор 10…22 мкФ на 16…50 В. Так как на данном сайте невозможно к тексту приложить фото схемы, поэтому попробую объяснить на словах. Один вывод вторичной обмотки трансформатора будет минусовым и присоединяется к минусу восстанавливаемого (заряжаемого) аккумулятора. Параллельно вторичной обмотке трансформатора припаивается переменный проволочный резистор мощностью не менее 15 Вт, движок которого припаивается к аноду диода и минусу конденсатора. Катод диода и плюс конденсатора спаиваются вместе – это будет плюсовой выход. Для индикации зарядки и защиты от случайного короткого замыкания между выходом плюса и минуса, в разрыв данного плюсового провода неплохо подключить лампу (12 В, 1-2 А). Также для контроля тока последовательно с лампой можно включить стрелочный амперметр (на ток до 1 А, с соблюдением полярности). Единственный недостаток устройства – нет защиты от перезарядки аккумулятора, поэтому требуется постоянный контроль зарядного тока и времени зарядки.
| Сергей | | 04 янв 2018 3:34 |
Инфа о говно-соединении свинцовых пластин очередной раз подтверждает теорию заговора производителей.
По сабжу: остался не освещенным вопрос о работе таких восстановленных (залитых водой) батарей на боковой поверхности- водичка не вытечет в бесперебойник или на персидский ковер?
| lender | | 11 дек 2017 18:41 |
Да это все работает , скажу более , это действует и на авто аккемэлы . На летний сезон, да и глубокой осени-без проблем!!!!
| Гость | | 03 июн 2017 7:43 |
Все, написанное в этой статье правда. Но хочу добавить. Восстановленный АКБ никогда не будет норамльно работать в ИБП. Место ему на дежурном светодиодном освещении.
Доливать нужно не дисц воду а сначалв дисц.воду по 1-3 кубика а потом электролит 4-10 кубиков.
Испаряется не только вода. Электролит тоже выкипает. Кислота испаряется не хуже воды особенно при повышенной температуре.
| анатолий | | 15 май 2017 8:33 |
Превосходное знание! Легко, понятно, кратко и достаточно! Самое ценное, редкость ни где не доступно!
Спасибо.
| Евгений | | 21 мар 2016 18:05 |
Достал из ИБП аккумулятор (7Ач) который лет 7 просто лежал без использования. Показал напряжение около 2х вольт. Попытался подзарядить тока нет вообще. Залил дистиллированную воду шприцем кубиков по 30 в каждую банку. Потом излишки им же убрал из перевернутого аккумулятора. Тока при зарядке все равно не было вообще. Достал из закромов трансформатор с мостиком. Перекоммутировал вторичку на максимальное напряжение. После выпрямителя на конденсаторе напряжение выдал 50 вольт. Подключил через сопротивление 20 ом, но тока все равно не было. Я в нем совсем разочаровался, но оставил под напряжением. На следующие сутки сопротивление запахло жаренным ))). Воткнул последовательно еще три сопротивления по 20 ом. Померил напряжение на акк упало до 20 вольт еще через пол дня до 14. Ток заряда был 350ма. Затем посадил эти же 4 резистора на разряд аккумулятора. Напряжение просело до 11 вольт. Через час было 9,8. Сейчас опять поставил заряжаться.
| Сергей | | 07 фев 2016 19:47 |
В принцыпе всё изложено доходчиво и верно. А вот что касается писарчуков вроде ДИНИ!!!! Я думаю он не дурачок который ни в чём не разбирается, а нехороший человек нового типа. Умышленно постит "советы" следование которым заведомо испортят людям вещь а возможно и здоровье. Ведь вместо щёлочи, которая превратит электролит в соль, он мог посоветовать соляную кислоту и аккумулятор стал бы динамитной шашкой! Есть же нехороший человек. Откуда такое мерзкое желание делать пакости совершенно незнакомым людям воспользовавшись их доверием? Ты нехороший человек.
| Алексей | | 19 янв 2016 20:17 |
Ошибаетесь. Цикл заряд-разряд очень хорошо помогает в таких типах АКБ. Я свой восстановил на 100%. Причем он стал давать емкость больше заявленной. Делал 3 цикла разряда, маленьким током 0.12а (вентилятор от ПК) до 3 вольт, вентилятор переставал крутится. Далее заряжал и так три раза. Емкость полностью восстановилась. АКБ прекрасно работает. Акб первый раз разрядился за сутки, второй раз за 2, третий раз за 5ть.
| Крис | | 15 янв 2016 16:14 |
Не проводил. Но не думаю, что это бы помогло кардинально. Срок свой, батареи выработали. И так, "спасибо им" за 10 лет бесперебойной эксплуатации.
| Гость | | 13 янв 2016 21:49 |
А циклы заряд-разряд не проводили?
| Крис | | 13 янв 2016 19:01 |
Сегодня, красная лампочка на UPS опять загорелась при тестировании. Так что продержались "восстановленные" батареи, всего 11 дней. Утиль, и никуда не денешься. "Восстановление" таким способом, не эффективно...
| Крис | | 03 янв 2016 18:49 |
10 лет проработал UPS-SMART 1000 верой и правдой. Вдруг, красная лампочка замигала, UPS не загрузился, т.е. требует замены аккумулятора.В нем, 2 Батареи RBC6-CSB GP 12120 F2 12v 12ah. Посмотрел цены, ужаснулся. Прочел рекомендации по восстановлению.Извлек батареи.На одной, напряжение =12.90в.На другой = 12.74в.Вскрыл.Удалил пробочки.Пришлось влить в каждую банку в среднем по 15-20мл.Дистиллированной воды. Вливал, пока не увидел, что влажность появилась в банке.Закрыл пробки, приклеил крышки моментом (Это, видимо, напрасно сделал). Установил на место батареи, включил UPS, заряда было около 1/3, зарядились батареи примерно за 3 часа. Подключил нагрузку, все работает. Крышку самого UPS не закрывал, дабы контролировать, что будет происходить. Несколько часов уже работает, батареи холодные, выхода электролита, пока не наблюдаю, Крышки, пока не вздуваются. Посмотрим дальше, как поведет себя UPS. Поэтому, на данном этапе, огромное спасибо за идею!
| саня | | 12 дек 2015 20:22 |
перегрев аккума от близости к трансу усугубляется зависимостью напряжения заряда от температуры - это две главные причины выпаривания электролита и выхода акб из строя.
| Юрик | | 11 дек 2015 22:17 |
Всё дело в том что китайские мастера поняли что русские попытаются восстановить любое устройство после его выхода из строя. Поэтому все детали делаются как можно более ломкими. Всем надо зарплата, а восстановленный товар- денег не приносит.
| Гость | | 30 ноя 2015 17:45 |
Где вы там щелочи и кислоты вычитали? кислота там ..и то испаряется лишь вода из нее, так что автор все верно написал
| Юрий | | 24 май 2015 21:28 |
Класс надо попробовать !
| Антон | | 04 фев 2015 10:33 |
Нам восстановили гелевые акб, они у нас на машинках для мойки пола стоят. Работают нормально. Клинфорд делал
Пользовательские теги: вид акб без верхней крышки случайно замкнул аккумулятор от ибп начал показывать 0 вольт что делать [ Что это? ]
Дальше в разделе Радиотехника, электроника и схемы своими руками:
Запуск двигателя от HDD, Как запустить мотор от жёсткого диска, трёхфазный бесколлекторный двигатель, с помощью микросхемы-драйвера tda5140a.