9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Радиотехника, электроника и схемы своими руками Восстановление аккумуляторов от UPS

Вероятно, у многих найдутся блоки бесперебойного питания (UPS), которые не работают по причине "убитого" аккумулятора. Ввиду определённых причин, аккумуляторы в бесперебойниках работают не так долго, как могут при правильных условиях эксплуатации.

Выбрасывать такие аккумуляторы нельзя, потому что они содержат свинец, который является тяжёлым металлом. Приобретение нового аккумулятора для UPSа часто нецелесообразно, потому что стоимость аккумулятора чуть меньше стоимости нового, более мощного бесперебойника.

Такой аккумулятор можно попытаться восстановить. Так как гелевые кислотно-свинцовые аккумуляторы являются необслуживаемыми, то нет никаких гарантий того, что восстановление будет успешным. Тем не менее, вероятность удачи высока и лучше попробовать восстановить аккумулятор, чем он будет лежать несколько лет и в итоге окажется на свалке.

Так выглядит аккумулятор от UPS

Итак, имеем гелевый кислотно-свинцовый аккумулятор. Напряжение - ноль вольт, зарядный ток - ноль ампер. Поддеваем отвёрткой пластмассовую крышку и аккуратно снимаем. В нескольких местах она приклеена клеем. Под крышкой находятся резиновые колпачки, их назначение - стравливать образующиеся при работе аккумулятора газы.

Резиновые колпачки под крышкой аккумулятора

Снимаем колпачки и доливаем в каждую банку 3мл дистиллированной воды. Водопроводную и кипячёную воду использовать нельзя. Дистиллированную воду можно найти в аптеке, автозапчастях или получить на дистилляторе. Некоторые используют талую воду от снега.

Резиновые колпачки сняты

Ток зарядки - 600мАПосле долития воды аккумулятор нужно поставить на зарядку, подключив к регулируемому блоку питания. Изначально, зарядного тока может не быть вообще. Нужно повышать напряжение, чтобы получить зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Со временем ток будет расти, при этом напряжение на блоке питания нужно постепенно уменьшать. Когда ток заряда дойдёт до 100мА, напряжение уменьшать не нужно, а нужно дождаться, когда ток вырастет до 200мА. После этого аккумулятор нужно отключить и оставить на 12 часов. После этого времени аккумулятор нужно снова поставить на зарядку. Зарядный ток при этом возрастёт, поэтому нужно понизить напряжение блока питания до такого значения, чтобы ток заряда был равен 600мА (для аккумулятора ёмкостью 7Ач). Следя за током, заряжать нужно в течение 4 часов.

Лампа, нагрузка аккумулятора для разряда

После этого следует разрядить аккумулятор до 11В, подключив нагрузку - например, лампочку на 15Вт. После того, как аккумулятор разрядился, необходимо повторить заряд с током 600мА. Можно проделать несколько циклов заряд-разряд.

После восстановления аккумулятор можно эксплуатировать в штатном режиме. Ёмкость аккумулятора, скорее всего, окажется меньше, он будет быстрее разряжаться, но, тем не менее, он будет работать.

Восстановление для аккумулятора - экстремальный режим, на который аккумулятор не расчитан, поэтому необходимо внимательно следить за процессом, не подвергать аккумулятор длительному воздействию повышенного напряжения и тока.

Как правильно заряжать аккумулятор

После того, как аккумулятор восстановлен, его можно заряжать обычным для данного типа аккумуляторов способом, который в самом простейшем случае может выглядеть так: аккумулятор подключается к стабилизированному источнику напряжения 14.5В. В разрыв цепи устанавливается проволочный переменный резистор соответствующей мощности, которым устанавливается нужный ток. Вместо переменного резистора можно установить стабилизатор тока. Величина тока берётся, как ёмкость аккумулятора делённая на 10. Например, при ёмкости 7Ач зарядный ток должен составлять 700мА. После включения блока питания переменным резистором (или стабилизатором) необходимо выставить этот ток. Во время зарядки напряжение остаётся неизменным!

По мере зарядки ток начнёт падать, поэтому необходимо следить за показаниями амперметра и уменьшать сопротивление переменного резистора, чтобы поддерживать заданный ток. В какой-то момент сопротивление резистора окажется нулевым, в таком режиме можно прекратить слежение: ток будет постепенно уменьшаться и увеличить его уже не будет возможности, т.к. напряжение постоянно - 14.5В. Когда значение протекающего тока станет почти нулевым - аккумулятор заряжен.

Следует напомнить, что кислотные свинцовые аккумуляторы нельзя разряжать до напряжения ниже 11 вольт.

UP 16.06.2012
Иногда случается, что восстановленный аккумулятор работает неудовлетворительно: его ёмкость оказывается слишком низкой и он держит заряд под нагрузкой буквально несколько дней (в то время, как другие работают под такой нагрузкой неделями). В чём же может быть причина - неужели ресурс данных необслуживаемых аккумуляторов настолько мал?

Для проверки, в чём же дело, мы разобрали такой аккумулятор.

Свинцовый герметичный аккумулятор

Состояние пластин и материала, пропитанного электролитом, не вызывает никаких нареканий. Нет и малейших следов сульфатации, а замыкание пластин тем более невозможно в виду высокой плотности материала между ними. Что же вызывает необратимую потерю ёмкости аккумулятора?

Отгнивание пластин

Дело в "отгнивании" пластин. Место, в котором пластина соединяется с выводом банки как будто нарочно делается тонким. В результате именно там происходит электрохимическое разрушение свинца и разрушение контакта. По этой причине при восстановлении и зарядке таких аккумуляторов отдельные банки нагреваются, а ток заряда может неожиданно прыгать.

Если бы этот узел имел большее сечение, ресурс герметичных кислотно-свинцовых аккумуляторов был бы в разы большим, но, вероятно, производителям это не выгодно.

13.05.2011 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья? Похвастайся друзьям:

Хочешь почитать ещё про схемы своими руками? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Регулируемый блок питания из блока питания компьютера ATX
Схемы, устройство и работа энергосберегающих ламп
Практика переделки компьютерных блоков питания в регулируемые лабораторные
Товарищ Смирнов одобряет.

Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)

Комментарии: 123

Евгений21 мар 2016 18:05
Достал из ИБП аккумулятор (7Ач) который лет 7 просто лежал без использования. Показал напряжение около 2х вольт. Попытался подзарядить тока нет вообще. Залил дистиллированную воду шприцем кубиков по 30 в каждую банку. Потом излишки им же убрал из перевернутого аккумулятора. Тока при зарядке все равно не было вообще. Достал из закромов трансформатор с мостиком. Перекоммутировал вторичку на максимальное напряжение. После выпрямителя на конденсаторе напряжение выдал 50 вольт. Подключил через сопротивление 20 ом, но тока все равно не было. Я в нем совсем разочаровался, но оставил под напряжением. На следующие сутки сопротивление запахло жаренным ))). Воткнул последовательно еще три сопротивления по 20 ом. Померил напряжение на акк упало до 20 вольт еще через пол дня до 14. Ток заряда был 350ма. Затем посадил эти же 4 резистора на разряд аккумулятора. Напряжение просело до 11 вольт. Через час было 9,8. Сейчас опять поставил заряжаться.

Сергей07 фев 2016 19:47
В принцыпе всё изложено доходчиво и верно. А вот что касается писарчуков вроде ДИНИ!!!! Я думаю он не дурачок который ни в чём не разбирается, а нехороший человек нового типа. Умышленно постит "советы" следование которым заведомо испортят людям вещь а возможно и здоровье. Ведь вместо щёлочи, которая превратит электролит в соль, он мог посоветовать соляную кислоту и аккумулятор стал бы динамитной шашкой! Есть же нехороший человек. Откуда такое мерзкое желание делать пакости совершенно незнакомым людям воспользовавшись их доверием? Ты нехороший человек.

Алексей19 янв 2016 20:17
Ошибаетесь. Цикл заряд-разряд очень хорошо помогает в таких типах АКБ. Я свой восстановил на 100%. Причем он стал давать емкость больше заявленной. Делал 3 цикла разряда, маленьким током 0.12а (вентилятор от ПК) до 3 вольт, вентилятор переставал крутится. Далее заряжал и так три раза. Емкость полностью восстановилась. АКБ прекрасно работает. Акб первый раз разрядился за сутки, второй раз за 2, третий раз за 5ть.

Крис15 янв 2016 16:14
Не проводил. Но не думаю, что это бы помогло кардинально. Срок свой, батареи выработали. И так, "спасибо им" за 10 лет бесперебойной эксплуатации.

Гость13 янв 2016 21:49
А циклы заряд-разряд не проводили?

Крис13 янв 2016 19:01
Сегодня, красная лампочка на UPS опять загорелась при тестировании. Так что продержались "восстановленные" батареи, всего 11 дней. Утиль, и никуда не денешься. "Восстановление" таким способом, не эффективно...

Крис03 янв 2016 18:49
10 лет проработал UPS-SMART 1000 верой и правдой. Вдруг, красная лампочка замигала, UPS не загрузился, т.е. требует замены аккумулятора.В нем, 2 Батареи RBC6-CSB GP 12120 F2 12v 12ah. Посмотрел цены, ужаснулся. Прочел рекомендации по восстановлению.Извлек батареи.На одной, напряжение =12.90в.На другой = 12.74в.Вскрыл.Удалил пробочки.Пришлось влить в каждую банку в среднем по 15-20мл.Дистиллированной воды. Вливал, пока не увидел, что влажность появилась в банке.Закрыл пробки, приклеил крышки моментом (Это, видимо, напрасно сделал). Установил на место батареи, включил UPS, заряда было около 1/3, зарядились батареи примерно за 3 часа. Подключил нагрузку, все работает. Крышку самого UPS не закрывал, дабы контролировать, что будет происходить. Несколько часов уже работает, батареи холодные, выхода электролита, пока не наблюдаю, Крышки, пока не вздуваются. Посмотрим дальше, как поведет себя UPS. Поэтому, на данном этапе, огромное спасибо за идею!

саня12 дек 2015 20:22
перегрев аккума от близости к трансу усугубляется зависимостью напряжения заряда от температуры - это две главные причины выпаривания электролита и выхода акб из строя.

Юрик11 дек 2015 22:17
Всё дело в том что китайские мастера поняли что русские попытаются восстановить любое устройство после его выхода из строя. Поэтому все детали делаются как можно более ломкими. Всем надо зарплата, а восстановленный товар- денег не приносит.

Гость30 ноя 2015 17:45
Где вы там щелочи и кислоты вычитали? кислота там ..и то испаряется лишь вода из нее, так что автор все верно написал

Юрий24 май 2015 21:28
Класс надо попробовать !

Антон04 фев 2015 10:33
Нам восстановили гелевые акб, они у нас на машинках для мойки пола стоят. Работают нормально. Клинфорд делал

Алексей16 янв 2015 10:35
Подобрал себе новый аккумулятор, через неделю привезли, бесперебойник заработал как новый! Спасибо!

LA05 ноя 2014 10:33
Спасибо, исправлено.

Андрей.05 ноя 2014 10:16
Статья подробно описывает всё что нужно. Спасибо. В предпоследнем предложении статьи ошибка.

Гость05 сен 2014 23:27
Re: как восстановить аккумулятор упс
Кому-нибудь удалось восстановить, чтобы реально работало?

LA19 июн 2014 12:12
Попался аккумулятор от UPS, стоял в бесперебойнике... вертикально. Две верхних банки, похоже, замкнуло, потому что напряжение на аккумуляторе около 8 вольт. Зарядный ток берёт хорошо, а вот напряжение не поднимается.

Didou19 июн 2014 11:02
А теперь по делу. В бесперебойникахприменяются Sealed Lead Acid Battery, т.е. герметичные свинцово-кислотные батареи, причем конструкции не гелевой, а AGM (absorbent glass mat)адсорбирующие стекловолоконные маты. Именно они пропитаны электролитом и задерживают пузырьки газа, не дают им подниматься наверх и они рекомбинируют на противоположной пластине, поэтому практически не газовыделения.
Однако при эксплуатации бесперебойников, особенно таких убийц аккумуляторов как MUSTEK 600 USB, в которых действительно очень сильно греющийся мощный трансформатор расположен близко от батареи и даже не через пластмассовую перегородку, этот трансформатор греется всегда, даже при работе от сети, из-за нагрева от трансформатора, повышенной температуры внутри корпуса а также нагрева самой батареи при заряде газы не успевают рекомбинировать и выходят через резиновые колпачки-клапана, унося с собой воду. А иногда аккумуляторы раздуваюются и даже лопают, особенно со стороны трансформатора. Поэтому добавляя дистиллированную воду мы во первых доводим плотность электролита до нужной, а во вторых позволяем электролиту нормально пропитать стекло-маты между пластин. В некоторых аккумуляторах вскрытых мной эти маты были вообще сухими, и соответственно сопротивление батареи бесконечность, поскольку нету электролита между пластинами. Поэтому доливать надо не по 3 мл, а пока не будет видна влажность стекломатов, причем в разные банки может потребоваться разное кол-во воды. Электролит в банках не должен стоять, только смоченные стекло-маты.
Удачи в восстановлении!!!

Didou19 июн 2014 10:28
Даа....... Диня кадр конечно сильный, у нас на работет тоже такой был, ни в чем не разбирался, но на все имел собственное мнение и не стеснялся им делиться, в том числе и на форумах. Страшно представить последствия у тех кто следует таким советам как у Дини. Выкинутый аккум это самое малое еще, в худшем случае разрыв акума и обрызгивание смесью щелечи и кислоты.

Alexey21 май 2014 13:46
Пробую сейчас,посмотрим что получится!

Комментарии: 123

Пользовательские теги: sealed lead-acid battery восстановление как оживить аккумулятор от ups [ Что это? ]

Дальше в разделе радиотехника, электроника и схемы своими руками: Запуск двигателя от HDD, как запустить мотор от жёсткого диска, трёхфазный бесколлекторный двигатель, с помощью микросхемы-драйвера tda5140a.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты

Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и винтажная электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети Сотовые операторы Инструкции



Дайджест
радиосхем
Новые схемы интернета - в одном месте!

Конкурс
для всех
Участвуй в новом конкурсе для радиолюбителей в ноябре-декабре 2016 и получай призы!



Гостевушечка


Сколько тебе лет?
Попытаемся составить портрет современного радиолюбителя...

Голосование запущено 07 ноября 2016, приняли участие 152 человека.