9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Ламповый звук hi-end и ретро электроника Схема и описание усилителя на лампах 4П1Л и 6Н2П

Погуглил готовые схемы в интернете. Ничего интересного не нашел. А то что нашёл - вызывали много вопросов в деле реализации самих схем. В плане того, что с самими прямонакальными лампами у меня не густо. Вот и решил, сам спроектировать усилитель из имеющихся в наличии компонентов. В процессе изготовления не была куплена ни одна деталь. Всё из старых плат или то что найдено по чердакам.

Фото усилителя

Итак, в наличии имеются с десяток ламп 6Н2П с годами выпуска от 1958 до 1980 года. Такие, с белыми или серыми корпусами в колбе, а на некоторых звёздочка в качестве маркировки. И несколько 4П1Л с парой панелек к ним.

Начну с блока питания. В качестве силового трансформатора был выбран ТАН-16 на 50Вт. Просто он был в наличии, в хорошем состоянии, и его мощности вполне хватает. Выпрямитель — мост КЦ402И , 600мА вполне годится. Электролитические конденсаторы взяты со сгоревшего блока питания компьютера, в общем, китайские. Они зашунтированы конденсаторами типа МБГО и МБГЧ, какие были под рукой. Для фильтрации используется дроссель ДР1 — из старого лампового телевизора. Названия не прочитал, но годный, не смотря на возраст, работает, не греется.

Напряжение для подключения к анодам ламп 4П1Л (а точнее, на выходные трансформаторы) под нагрузкой – 165 В.

На анодные сопротивления 6Н2П пошло около 150 В в нагрузку.

Теперь о схеме самого усилителя. Но начну с указания расчётов рабочих точек ламп и их реализации.

Рабочая точка выходных ламп по постоянному напряжению была выбрана на ровном участке характеристики при триодном включении и напряжении автосмещения на катоде -8В .

При этом, возможно, 42мА и многовато. Правда, лампы от этого очень уж сильно не греются даже от 3-4 часовой непрерывной работы. И звук очень даже приятный при мощности до 2,5-3 Вт на канал.

Кстати, реальные параметры по приборам точно совпадают с расчетными, причем на обоих лампах, без подбора.

Для половинок ламп 6Н2П была так же выбрана с моей точки зрения вполне оптимальная рабочая точка «Б». Которая вполне соответствовала линейному участку, при этом не загоняет лампы в предельные режимы.

Рабочая точка лампы

Так как большого усиления мне не надо, а у лампы оно аж 100, теоретически, так что и анодные резисторы были выбраны 100кОм, т.е Ra=2Ri. Но при этом вполне приемлемый диапазон воспроизводимых частот.

Но тут есть нюансы. Вроде бы обе лампы, в одном корпусе. Но характеристики не всегда совпадали. При равных резисторах автосмещения по катоду (подбирал с точностью до 5 Ом при номинале 1,5кОм). А вот реально вышло, на одном канале 1,45В на втором 1,1В.

Заменил, лампу. Опять не все в порядке, на одной точно 1,5В на второй вообще 0,9В. Качество сборки?

В результате, «победила» лампа 1958 года выпуска со «звёздочкой». Оба напряжения по 1,4В ± 0,02В. В общем, залез на другую ветвь характеристики с 1,5В, а не на 1В как рассчитывал.

Хотя, если честно, когда тестировал на звук готовый усилитель, и для интереса вставлял «некондицию», особой разницы не заметил. Может плохо слушал?

И еще замечу, из всего набора имеющихся у меня ламп только одна микрофонила и визжала. Остальные, со своими причудами, но слушаются более чем на уровне.

Теперь по собранной схеме и по деталям , что получилось в результате. В общем, классика усилителя класса «А».

Схема усилителя на 4П1Л

R5 и R6 — типа ВС 0,5В. R7 — так же ВС 1Вт.

R8, как и Rn — МЛТ 2 Вт.

Разделительный конденсатор С9 — в данный момент стоит МБГО , тестировал МБГЧ, МБМ и непонятные MKT Y2, правда меньшей ёмкости, сказать что сильно отличаются по звуку и там нюансы с окрасом, честно — я не заметил, и оставил старые, проверенные МБГО.

С11 — типа МБМ.

Электролиты С10 и С12 — из указанного ранее раскуроченного блока питания компьютера.

И последнее. Питание накала выходных ламп желательно проводить разнополярно, т. е. на одной лампе «+» на вывод 1, а «-» на 7, а второй на оборот «-» на 1, а «+» на 7, так легче менять их питание.

После описания технической части не плохо было бы поведать про звучание и некоторые особенности усилителей на двойных триодах и 4П1Л. А так же рассказать про результаты экспериментов.

Начну с прямонакальных выходных ламп. Первое впечатление — очень прозрачное звучание. Такое воздушное прямо. Мне понравилось. Очень приятно звучит. На границах мощности практически не проверял, но если гонять несколько часов в пределе 1-2 Вт, то лампы ведут себя прекрасно.

И самые лучшие качества они показывают когда полностью прогреются. Примерно через 30-40 минут работы у них открывается как бы второе дыхание. И звук становится очень чистый. Даже намека на «мыло» нет. Просто прекрасно!

Но если дальше повышать мощность ближе к 3Вт и выше, то появляется известное хрипение. В общем, на данным момент для меня эта лучшая выходная лампа до 3Вт что я слушал. О такой я и мечтал!

Но, повторюсь, лучшие качества она показывает после примерно получаса работы. Это говорит о том, что верно выбраны рабочая точка и резистор для автоматического смещения. После прогрева характеристики выходят на оптимальный режим токов и напряжений.

Вот с 6П14П происходит всё с точностью до наоборот, там после часа работы начинает появляться «мыло», ненавязчивое, но портящее картину. Побороть которое я так и не смог, как ни регулируй напряжения и не меняй разделительные конденсаторы. Может плохо старался или эта лампа такая и есть?

Есть только одно большое «НО» при питании накала 4П1Л постоянным током !

Примерно через 20-30 часов чистого времени работы наступает момент, когда сразу после включения появляется тихий, но противной шум неопределенной тональности, похожий на пульсацию. Это значит, как выяснилось, пора менять полярность на накале.

В моем случае, это значит лампу левого канала менять на лампу с правого канала. И опять наступает полная гармония и умиротворение.

Теперь про драйверы.

Изначально, усилитель проектировался под лампу 6Н2П. Однако, коль вся конструкция собрана на макете, почему бы не протестировать и другие двойные триоды в пальчиковом исполнении.

У меня имеются в наличии:

6Н1П, 6Н2П, 6Н6П, 6Н23П.

Кроме того, все лампы разного года выпуска (1958-1990), с приставками ЕВ (белая начинка), без таковых (серая), а так же со звёздочкой вместо маркировки.

Есть еще 6Н3П, но лень перепаивать ножки туда-сюда на панели, её оставлю для тестов под другой оконечник. Что могу сказать, все лампы понравились.

У всех прекрасный звук, который на прямонакалке.

Материал прислан посетителем.


1 нравится?

19.05.2020 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья? Похвастайся друзьям:

Хочешь почитать ещё про ламповый звук? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Онлайн-калькулятор расчёта по размерам магнитопровода габаритной мощности трансформатора
Переделка фильтра S-90
Электронный дроссель для лампового усилителя
Винни Пух одобряет.


Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)

Дальше в разделе ламповый звук hi-end и ретро электроника: Усилитель для компьютера на 6П14П, простая схема компьютерного усилителя начального уровня на телевизионной лампе 6п14п с драйвером 6ж1п. сравнение с усилителем на 6ф5п.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты
Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и ретро электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети, компьютеры и программы Сотовые операторы Инструкции


Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета - в одном месте!

 26.5 Вторая жизнь фонарика. Вариант 5
 25.5 Практика, использование модуля на интерфейсном ...
 25.5 C&ESR Meter, v2, ремейк. Часть 1.


Рассылка для радиолюбителей


24.10 Новый USB-тестер FNB18
12.9 Набор точных отвёрток WORKPRO
6.9 Крутой повербанк за полтора бакса






Новые видео: