9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Инструкции Начинающим аудиофилам

1. Я хочу сделать качественную аудио систему, с чего мне начать?

Для начала необходимо определить основные требования к вашей системе. Какие у нее должны быть функции, качество звучания, цена и сложность.

Если вы предполагаете только прослушивание музыки то вам подойдет стерео система (при учете что абсолютное большинство музыкальных записей именно в стерео формате). Если же вам надо еще и кино смотреть с DVD (или других многоканальных носителей) а еще и в игры поиграть неплохо, то вам нужна многоканальная система. Обычно это система 5.1 т.е. 2 фронтальных канала, 2 тыловых, 1 центральный и 1сабвуферный. Естественно что стерео системы намного проще и дешевле аналогичных по качеству многоканальных систем, а кино посмотреть можно и со стерео звуковым сопровождением, так что решать вам, стоит ли вкладывать много сил и средств в многоканальную систему или остановиться на добротной стерео. (лично я приверженец стерео систем высокого класса, и кино дома смотрю на такой системе).

Дальше исходя из своих возможностей и опыта необходимо определиться с классом системы, а следовательно сложностью, качеством и ценой. Здесь уже все зависит от вашего выбора и советы тут дать достаточно сложно. Могу только сказать что самому вполне реально собрать не сложную и не дорогую стерео систему не плохого качества. А если есть опыт, время, средства и желание то самому можно создать АУДИО-систему самого высокого класса, намного более высокого чем аналогичные по цене готовые решения. В общем читайте фак дальше и по ходу определяйтесь что вам надо.

2. Из чего должна состоять качественная АУДИО-система?

Будем считать что прослушиванию музыки будет уделяться наибольшее внимание. Начнем с варианта для самых искушенных АУДИО-любителей (который и самый простой в тоже время). Как известно каждый компонент системы вносит свои искажения в исходный сигнал в силу своей не совершенности. Следовательно чем короче АУДИО тракт тем меньше в нем искажений (при условии что все компоненты тракта максимально высокого класса). Таким образом для получения максимально достоверного звучания системы надо стремиться к максимально короткому тракту состоящему из наиболее качественных компонентов. Т.е. в нашей системе должен быть ИСТОЧНИК сигнала, УСИЛИТЕЛЬ, и АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Любой самый бюджетный и мертвый по звуку плеер можно привести в достойный вид. Для этого необходимо спаять качественный ЦАП. Об этом поговорим позже.

Усилитель – от усилителя звучание системы зависит не меньше чем от источника, поэтому его выбору стоит уделить ни чуть не меньшее внимание. Приобретать готовый аппарат смысла особого нет, раз уж мы с вами надумали попаять. Сразу скажу что самому можно спаять усилитель наголову выше всех заводских вариантов за разумные деньги.

Акустические системы – тут все несколько сложнее чем с двумя предыдущими компонентами. Но именно от АС в наибольшей степени зависит звучание системы в целом. И обычно АС самый дорогой компонент системы. О них поговорим отдельно, так как это очень сложная тема.

В более навороченных (но от того ни чуть не более совершенных) системах возможно также применение эквалайзеров и прочих компонентов для обработки звука. Но в системах достаточно высокого класса их применение не имеет ни какого смысла. Так что смотрите сами, если вам нужна внушительная функциональность и возможность настраивать звучание вашей системы (уходя при этом от истинно-верного звука) то применяйте их. Если ваша цель наиболее точное воспроизведение аудио информации записанной на носитель, то вам они ни к чему, но при этом необходимо иметь все компоненты системы очень приличного уровня.

3.Какой источник сигнала посоветуете?

От качества источника аудио сигнала в очень большой степени зависит звучание системы в целом. В качестве источников возможно применение проигрывателей грампластинок (винила) магнитных лент, и цифровых носителей. ИЗ приведенных наиболее доступным (при условии высокого класса устройства) является цифровой источник. Качественные проигрыватели винила как и пленки обычно очень дороги, а самому создать их практически не реально. Хотя для людей материально неограниченных винил обычно является более предпочтительным вариантом именно по звучанию. (в силу своей аналоговой природы – более близкой уху человека). Но бюджетные модели отличаются очень низкими параметрами. Наиболее качественным из доступных форматов звукозаписи является CD. MP3 намного хуже именно по качеству звучания. А остальные форматы пока не распространены. Поэтому останавливаемся на CD. Для проигрывания CD дисков существуют специальные проигрыватели. Надо заметить что именно проигрыватели CD отличаются наиболее качественным и верным звуком по сравнению с DVD плеерами и другими подобными устройствами. Стоят бюджетные модели очень не дорого и вполне доступны многим. И они очень не плохо звучат изначально. Но всегда есть возможность апгрейда самого бюджетного варианта до уровня самого дорогого. Невозможно создать механику, так же как и в CD. Электронную часть же создать можно и нужно, и есть много достойных схем. Для этого необходимо заменить именно ту часть плеера которая отвечает за звук. А именно ЦАП с фильтрами. Сразу скажу что самостоятельное изготовление качественного ЦАПа занятие очень не простое, и не дешевое. Но если мы решили попаять так вперед!

5.Как мне подобрать усилитель для моей системы?

Для начала надо определить ваши требования к усилителю, как компоненту системы. Надо определиться со сложностью схемы, необходимыми параметрами, и ценой. Это дело каждого, но я позволю себе дать некоторые рекомендации по ходу разговора.

Со сложностью схемы все достаточно понятно. Глядя на предложенную вам схему, вы можете примерно оценить свои возможности по ее сборке. Естественно, что чем выше требования предъявляются к усилителю тем более сложна их реализация. Есть самые простые схемы на интегральных микросхемах которые не требуют ни какой наладки. Но они мертвы по звуку. Что касается параметров, то тут для начинающих наиболее важными являются коэффициент искажений (нелинейных и интермодуляциооных, второе – гораздо важнее), а также их распределение по спектру и мощность. Про первый параметр скажу что он очень субъективно характеризует общее звучание усилителя. Тут все зависит от класса устройства. Так что в предложенных далее схемах можно считать наиболее оптимальным сочетание сложность/коэффициент гармоник. Мощность….. Тут вообще отдельный разговор. Конечно многое зависит от АС, так как наиболее важным параметром является звуковое давление, а оно зависит от чувствительности АС. Но можно с уверенностью сказать что для систем высокого класса, вполне достаточной является мощность усилителя порядка 100 Вт. Этого будет достаточно для прослушивания практически любых композиций любых жанров. Естественно что здесь возможны очень широкие вариации, ведь точность звучания (что является главной целью создания АУДИО системы) мало зависит от мощности усилителя.

5. Какой усилитель мне посоветуете собрать?

Для начинающих наверно наиболее оптимальным вариантом будут интегральные усилители. Они очень просты в сборке, не требуют наладки, и не так уж плохи по параметрам. Конечно им очень далеко по звучанию до усилителей на дискретных элементах. (при условии достойных схем обоих вариантов) Но для начинающих радиолюбителей это пожалуй единственный вариант. Могу сразу предупредить что существует море разных схем, на разных микросхемах, и они очень существенно различаются по звучанию и параметрам. (хотя могут иметь примерно одну цену и параметры) Поэтому хочу сразу предостеречь от слепого выбора первой попавшейся микросхемки.

Для более подготовленных и требовательных АУДИО-радио-любителей могу посоветовать схемы на дискретных компонентах. Они отличаются более высокими характеристиками и звучанием. Но и сложность их изготовления выше.

Если схемка этого усилителя покажется не такой уж и сложной, и захочется чего то большего могу посоветовать усилитель Владимира Перепелкина ВП. Этот усилитель также не очень сложен в настройке и сборке, а по звучанию его можно поставить в один ряд с устройствами класса Hi-End от именитых производителей. Собрав эту схему вы можете быть уверенны что получили очень качественный усилитель который перепоет многие промышленные образцы. Схема еще очень удобна тем, что ее можно несколько изменять получая самые разные значения мощности. В общем, рекомендую всем.

А если вы не ограничены не материально, ни по времени и можете взяться за сборку схемы очень высокой сложности, то могу вас обрадовать! Вы можете спаять усилитель самого высокого класса, конкурентов которому очень мало, а среди доступных аппаратов за реальные деньги просто нет. Зовут это чудо Lynx (рысь по английски). Могу сразу сказать что обойдется этот усилитель вам не дешевле неплохого заводского усилителя, и в сборке он не так прост, но звучать он будет лучше всего что вы слышали! Этих усилителей несколько модификаций. Разрабатывает их Дмитрий Андроников. Найти все схемы можно на официальном сайте в разделах статьи и схемы. Также на этом сайте представлены схемы других АУДИО устройств самого высокого класса. Я могу с уверенностью сказать что собрав любую их схем приведенных на этом сайте вы не разочаруетесь. Собирать рекомендую схему Lynx17 так как это последний вариант, доработанный и улучшенный. Этим усилителям посвящено множество тем на разных форумах.

6. По приведенным ссылкам есть схемы усилителей мощности а что посоветуете по блокам питания?

От блока питания очень сильно зависит качество звучания усилителя. По этому вопросу выбора и сборки БП надо уделить ни чуть не меньшее внимание. Рекомендую для усилителей высокого класса собирать БП на трансформаторе с двумя вторичными обмотками и двумя диодными мостами на диодах шотки.


Как правильно выбрать силовой трансформатор?

Мощность трансформатора зависит от мощности усилителя. Мощность трансформатора должна превышать суммарную выходную мощность не выходную, а потребляемую!!!, которая зависит от режимов усилителя мощность всех каналов УНЧ не менее, чем на 25%

Олег, ИМХО это уж дюже много, запас надо брать исходя из КПД схемы, а если и на КПД взять запас то это слишком, хотя смысл конечно есть.


Что лучше, тор или стандартные виды сердечников?

Тороидальный трансформатор характеризуется большим КПД и меньшим уровнем наводок, но в домашних условиях намотать такой трансформатор весьма проблематично. Так что если есть возможность применяйте торы, а если нет, то вполне сгодятся и другие виды сердечников.


Как на счет импульсного БП?

Сам лично не люблю ИБП и считаю их применение оправданным только в крайних случаях. Безусловно, по размерам они меньше, чем обычные 50-герцовые. Предвзятое мнение, что КПД у них выше, не всегда соответствует истине. Обгоняют КПД сетевых только особо продвинутые модели. ИБП уместны в усилителях от 1кВт и выше. При этом особое внимание следует уделить экранировке и развязке ИБП от остальной схемы, т.к. его наводки лежат в диапазоне до нескольких гигагерц. Во всех остальных случаях считаю просто необходимым применение именно аналоговых БП.


Как выбрать емкость конденсаторов фильтра?

Чем больше мощность, тем больше должна быть емкость конденсаторов фильтра. При правильно подобранных конденсаторах выпрямленное напряжение должно подняться примерно в 1,4 раза. Для усилителей мощностью порядка 100 Вт оптимальным можно считать значение емкости около 10 000 мкФ в плечо. Естественно что 20 000 мкФ более предпочтительно, но это существенные затраты. Хотя лично я не пожалел и 40 000 мкФ :) Для менее мощных усилителей можно применять меньшие емкости. Также большое внимание следует уделить качеству конденсаторов, лучше поставить поменьше, но качественный. Олег пару примеров пжалста (фирмы Epcos и т.д.)


Обязательно ли стабилизировать напряжение питания?

Нет. Такой шаг оправдан только в усилителях очень высокого класса. И сопряжен с рядом значительных трудностей. Хотя если УМ и предусилитель питаются от разных источников, качество звучания можно значительно поднять, стабилизировав питание предусилителя. А усилитель мощности можно смело запитать от нестабилизированного источника. Стабилизированное питание важно для несимметричного усилителя, усилителя охваченного неглубокой ООС, а также, если режимы усилителя зависят от напряжения питания. ИМХО даже в этом случае при достаточной мощности усилителя стабилизированное питание не к чему.

Настроил усилительный тракт, но усилитель самовозбуждается. В чем причина?

Возможно имеет смысл применить индукционную отвязку общих шин УМ и предусилителя. Для этого в разрыв между общим проводом усилителя мощности и предусилителя ставится дроссель. Такой дроссель можно изготовить самостоятельно, намотав на резистор МЛТ-2 провод диаметром 0,3 – 0,5 мм до заполнения. Сопротивление резистора должно быть не менее 100кОм. То же самое можно проделать и с питанием. Так же можно включить параллельно конденсаторам сглаживающего фильтра дополнительные конденсаторы емкостью 0,1 – 0,5 мкФ, но этот вариант менее эффективен. Здесь есть ОЧЕНЬ много причин, возможно стоит это раскрыть подробнее. ПО моему это не такое частое явление, и я б вообще снес этот кусок ФАКа, просто раз уж Павел написал, так давайте решать вместе.

Какие диоды выбрать, если потребляемый ток более 20А.

Есть диоды Шотки, они отличаются меньшим падением напряжения, по сравнению с обычными, и меньшими переключательными искажениями из за большего быстродействия. Рекомендую применять именно их.

Также могу посоветовать БП по схеме Lynx. В любом из этих усилителей схемы БП наиболее качественны.

7. А каким способом посоветуете регулировать громкость, баланс и тембр?

Как я уже писал в системах от которых требуется максимально точное и достоверное воспроизведение аудиозаписей регулирование тембра не имеет смысла. А вот регулятор громкости нужен всегда. Так вот наиболее совершенными и простыми в сборке на мой взгляд являются регуляторы громкости на качественных переменных резисторах, включенных по схеме потенциометра. Это наиболее простая и вместе с тем качественная схема регулирования громкости. В интернете есть схемы активных регуляторов тембра. Посмотрите сами, что вам больше подойдет. Хочу заметить что в схемах пассивных (как и активных) регуляторов необходимо применять качественные переменные резисторы, т.к. большинство имеющихся на рынке китайских образцов ужасно шумят и очень не долго служат. Опять же могу порекомендовать самым продвинутым собирать схемы Lynx. Предусилители Lynx 03 и Lynx 12 являются образцами устройств самого высокого класса. Сочетаю в себе внушительную функциональность и непревзойденные характеристики и все необходимые узлы для предусилителя высокого класса.

8. Какие еще узлы можно вставить в усилитель?

В общем то для максимально достоверного воспроизведения аудио-сигнала больше ни чего не нужно. Остальные узлы можно встроить для повышения надежности и удобства пользования усилителем. Ниже приведены ссылки на самые удачные схемы.

Так же в усилителях высокого класса возможно применение индикаторов выходной мощности. Опять же могу порекомендовать самым продвинутым собирать схемы Lynx. Там есть и индикация и зашиты.

Еще необходимы средства защиты АС .

Опять же могу порекомендовать самым продвинутым собирать схемы Lynx. Там есть и индикация и зашиты.

Ну и конечно же селектор входов. Тут я советую собирать схемы на герконовых реле. Это один из самых качественных вариантов и вместе с тем не сложный в реализации. Опять же могу порекомендовать самым продвинутым собирать схемы Lynx. можно спаять селектор входов так как он реализован в предусилителе Lynx03. я бы не стал их позиционировать как лучшие, у Fujitsu, Takamisawa, есть обычные реле очень высокого уровня.


6 нравится? 13


09.11.2015 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья?
Леопольд говорит:
поделись с друзьями!

Хочешь почитать ещё про инструкции? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Простой генератор звуковой частоты
Согласование усилителя с аккустической системой
Советы по доработкам усилителя Амфитон



Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)
Как вставить картинку в свой комментарий?

Пользовательские теги: как стать аудиофилом перепелкин [ Что это? ]

Дальше в разделе Инструкции: Необычные неисправности магнитол, Необычные и неявные неисправности и дефекты магнитол и методы их решения, проверенные опытом.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты
Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и ретро электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети, компьютеры и программы Категория свободна Инструкции


Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета - в одном месте!

 6.12 Тестер USB-кабелей CTUSB-71
1
 6.12 Тестер разъема RJ45
 2.12 Простой и эффективный детектор скрытой проводки ...
1

Задай вопрос радиолюбителям!


8.12 магнитола prology120 радио звук скрипит работает с ...
1
6.12 Какие ошибки или неудачи у вас были в плане ...
3
29.11 Как работает феррорезонансный стабилизатор, может ...
4