9zip.ru Инструкции Наушники в домашней аудиостудии
При записи и сведении музыкальной композиции помимо контроля за объективными параметрами звукового сигнала звукооператоры основную часть своего внимания уделяют субъективному восприятию звуковой картины. Ведь в конечном итоге слушатель будет воспринимать именно субъективный звуковой образ, и задача звукорежиссера состоит в том, чтобы донести его до потребителя в неискаженном виде. В этом ему помогают устройства субъективного контроля звука, а попросту говоря акустические мониторы и головные телефоны.
Восприятие звуковой картины при воспроизведении через акустические мониторы или головные телефоны неодинаково по следующим причинам. Во-первых, при излучении звука громкоговорителями, происходит искажение частотного спектра звукового сигнала ввиду интерференции акустических волн и затухания в воздухе волн высокой частоты. Во-вторых немалую лепту вносит помещение, объем воздуха которого обладает резонансами, которые опять же искажают частотную картину.
Плюс к этому сказывается влияние реверберационных процессов. Именно поэтому для аппаратных звукозаписи создают специальное акустическое оформление с малым временем реверберации, делающее помещение нейтральным к излучаемому громкоговорителями звуку. Понятно, что в домашних условиях такие инсталляции могут быть невозможными. Здесь время реверберации будет зависеть только от количества мебели в комнате и ее расположения, а также от наличия ковров, штор и других звукопоглощающих материалах. В этой ситуации для субъективного контроля в совокупности с акустическими мониторами часто используют головные телефоны, то есть наушники. Также, как и в профессиональной студии, наушники применяют и при записи вокала, чтобы исключить попадания фонограммы, воспроизводимой громкоговорителями, в микрофон.
Так как звук от головных телефонов доходит до ушной раковины без посредников, они более правдоподобно передают звуковой сигнал без потери высокочастотной составляющей и имеют более прямолинейную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), однако хуже воспроизводят низкие частоты. Используя в одном звукозаписывающем комплексе и наушники, и акустические мониторы можно получить более правдивую субъективную звуковую картину.
Головные телефоны по принципу действия схожи с громкоговорителями, так как являются преобразователями электрической энергии в механическую (двигатель). Преобразование выполняется посредством взаимодействия переменного магнитного поля, создаваемого электрическим током звуковой катушки, с постоянным магнитным полем. Так как катушка прикреплена к диффузору, то последний совершает колебания пропорционально изменению переменного тока.
Конструктивно головные телефоны могут быть выполнены в различных вариантах. К примеру, классические с амбушюром, облегающем ушную раковину, или "капельки", вкладывающиеся внутрь уха. Еще конструкции наушников различают по следующим критериям: головные телефоны могут быть открытого и закрытого типов.
Корпус первого типа наушников сзади открыт, вследствие че-го внутри него отсутствует объем воздуха с собственными резонансами. К достоинствам этого вида можно отнести малую массу и высокую достоверность передачи звучания. К недостаткам относятся: слабая защищенность от шума, малый уровень воспроизводимых низких частот и большой уровень излучения звука в окружающее пространство. Несмотря на все недостатки, данные наушники часто используются в студиях звукозаписи.
Головные телефоны закрытого типа имеют закрытый корпус и лучше воспроизводят низкие частоты, чем наушники открытого типа. Кроме того имеют хорошую шумоизоляцию, что позволяет донести до звукорежиссера неискаженное звучание. Их удобно использовать при записи вокала, однако при этом могут возникнуть определенные трудности. При прослушивании фонограммы вокалистом во время записи, наушники закрытого типа для него несколько не-удобны, так как не позволяют слышать собственный голос при пении и могут привести к сбою в тональности. Здесь, конечно, лучше использовать головные телефоны открытого типа, но из-за того, что они слишком "шумные", можно подумать и о других вариантах. К примеру, о применении односторонних наушников, когда одно ухо открыто.
К основным техническим параметрам головных телефонов можно отнести:
1). Номинальную чувствительность, которая показывает пропорцию между величиной напряжения, подаваемого на наушники, и разви-ваемого ими звукового давления.
2). Частотный диапазон.
3). Внутреннее сопротивление (импеданс).
Последний параметр следует учитывать при подключении к источнику сигнала, так как в случае малой величины импеданса усилитель более нагружен, чем при высокой. Поэтому приоритетнее использовать наушники с высоким входным сопротивлением, которое все же обычно не превышает 600 Ом во избежание искажений амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). В бытовых же головных телефонах импеданс чаще всего гораздо меньше, чем в профессиональных (меньше 100 Ом).
Для использования в звукозаписи нужны именно профессиональные наушники и именно такие мы рассмотрим в этом обзоре. Среди устройств этого типа можно выделить головные телефоны фирмы AKG.
AKG K301 - это наушники закрытого типа, которые с успехом могут использоваться в домашней аудиостудии. В этих моделях внедрена техническая разработка фирмы AKG - мембрана с переменной толщиной (Varimotion). Наушники имеют чувствительность 94 мВ/Па, частотный диапазон 20 Гц - 25 кГц и значение импеданса 100 Ом.
Головные телефоны открытого типа K501 фирма AKG рекомендовала для прослушивания классической музыки. Судя по характеристикам, наушники имеют частотный диапазон 16 Гц - 30 кГц, поэтому с избытком позволяют передать все частотные ньюансы звучания симфонического оркестра. К501 имеют чувствительность 94 мВ/Па и внутреннее сопротивление 120 Ом.
Совсем недавно компания Beyerdynamic выпустила улучшенные варианты головных телефонов DT 770 и DT 990, а также возобновила выпуск популярной модели DT 880. Параметры всех наушников схожи. Это - частотный диапазон от 5 Гц до 35 кГц, номинальный импеданс 250 Ом, номинальное звуковое давление 96 дБ.
Наушники DT 770 - закрытого типа, DT 880 полуоткрытого, а DT 990 - открытого. Во всех устройствах используется витой кабель с позолоченным разъемом RCA и с переходником на разъем TRS.
Если насчет субъективного контроля за обычными фонограм-мами с помощью обыкновенных головных телефонов все более-менее понятно, то что делать, к примеру, в случае многоканальной фонограммы? С помощью обычных наушников в этом случае вы-полнить панарамирование, и даже просто прослушать ее невозможно, но прогресс не стоит на месте. Многие известные производители уже вовсю выпускают головные телефоны, позволяющие донести до слушателся многоканальный звук.
К примеру та же фирма Sony выпустила комплект MDR-DS5100, в который входят звуковой процессор DP-IF5100 и беспроводные наушники MDR-IF5000. Процессор имеет восьмибитные аналогово-цифровые преобразователи и производит пространственную обработку сигнала с разрядностью 24 бита. Кроме того, DP-IF5100 может осуществлять обработку звука различными эффектами. Звуковой сигнал может поступать как на аналоговый разъем, так и на оптический цифровой интерфейс TosLink. Поддерживаются форматы Dolby Pro Logic, Dolby Digital и DTS.
Наушники связаны с процессором с помощью инфракрасного порта (имеется 4 ИК-приемника) на несущих частотах 2.8 мГц для правого канала и 2.3 мГц для левого. Они способны воспроизводить звук в частотном диапазоне от 12 Гц до 24 кГц. На наушниках имеются регуляторы громкости и баланса.
Конечно, устройства данного типа недешевы и рассчитаны скорее на использование с аппаратурой высочайшего класса, чем с той, что используют в домашней аудиостудии. Но время идет, а техника имеет склонность развиваться и становиться все более доступнее для широких масс людей.
6 нравится?
9 30.05.2015 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Менделеев говорит: поделись с друзьями! |
|
, Краткий обзор программ записи переговоров, описываются достоинства и недостатки, как аппаратные, так и программные.