9zip.ru Инструкции История многоканального звука
Квадро-революция
Как будто сговорившись все ведущие журналы и авторитеты аудиомира, в один голос стали заявлять о скупости создаваемого пространственного звучания 2-х канальных стереосистем. Ударение делалось на то, что при всем своем совершенстве 2 канала не способны передать настоящую атмосферу залов, т.к. создаваемая стереосистемами звуковая панорама ограничивается только одним измерением вдоль стереобазы между акустическими системами, в то время как для передачи атмосферы первичного помещения необходима звуковая информация об отражениях от стен первичных звуковых сигналов. Кроме того, утверждалось, что создаваемая двумя каналами зона оптимального восприятия стереоэффекта очень узкая, в то время как 4 независимых канала, расположенные вокруг слушателя позволят создать более широкую и устойчивую зону пространственного звучания…
После такой мощнейшей «артподготовки» квадросистемы были выброшены на рынок уже в начале 70-х годов. В великом будущем квадросистем никто из производителей не сомневался, но время показало обратное…
На волне начавшейся лихорадки по квадрофонии модели квадромагнитофонов посыпались как из рога изобилия… Подобное веяние поддержали и отечественные производители – магнитофон «Юпитер-Квадро» и квадроусилитель «Радиотехника», продемонстрировали свои возможности на ВДНХ, где они лихо «катали» шары для пинг-понга из одного канала в другой, и забавляли посетителей «прогулкой по лесу»… Но подобными аттракционами все и закончилось. За все время существования квадрофонии производители аппаратуры так и не смогли прийти к единому стандарту записи и воспроизведения 4-х канального звука. Для владельцев квадромагнитофонов так ничего и не предложили кроме создания собственных фонотек с помощью 4-х микрофонов, а для поклонников грампластинок было создано аж четыре различных системы от разных конкурирующих фирм… Конкуренция дело, конечно, хорошее, но все представленные системы обладали как плюсами, так и своими минусами, поэтому такая неопределенность в стандартизации сыграла только на угасание интереса к такому явлению, как квадрофония…
Сейчас, в ретроспективе, можно с достаточной степенью достоверности объяснить закат квадрофонии, как совокупность нескольких факторов, повлиявших на такой исход. Это и не определенность со стандартами, и несовершенство предложенных систем квадрофонии в смысле качества и долговечности материала, и нежелание звукорежиссеров создавать оригинальное звучание первичных помещений, а не экспериментировать с «разбрасыванием» источников звука, и некоторые другие…
Казалось, что позиции 2-х канального стерео уже навсегда укрепятся после провала квадрореволюции, но на выручку пришло старое доброе кино…
Революция под названием Dolby.
История кинематографа помнит, что первая относительно удачная попытка внедрения многоканального звука состоялась еще в 40-х годах с легкой руки Уолта Диснея, который выпустил фильм «Фантазия». Однако дальше выпуска этого фильма и нескольких комплектов дорогостоящей аппаратуры дело не пошло. Уровень техники того времени не позволял еще сделать рентабельным производство столь сложной аппаратуры. Поэтому киноаппаратура обходилась двумя магнитными дорожками, размещаемыми рядом с перфорацией киноленты. Правда, предпринимались попытки организовать третью дорожку для получения эффекта присутствия, но места на кинопленке уже практически не было, и размещенная дополнительная дорожка была очень узкая. Качество от этого, конечно, очень пострадало, поэтому этот канал включался только в определенные моменты и ненадолго, когда надо было произвести на зрителей определенный эффект. Одно время, даже предпринимались попытки перевести киноиндустрию на новый формат кинопленок – 70мм, имеющую место для записи четырех дискретных и очень качественных звуковых дорожек, но подобная «революция» обязательно сопровождалась огромными затратами в связи с необходимостью полной замены уже существующей аппаратуры, а потому быстро угасла…
Однако нет в жизни счастья, и, несмотря на свои достоинства новая система обладала некоторыми недостатками. Так как система кодирования представляет из себя алгебраическую процедуру кодирования/декодирования, то разделение каналов в классическом варианте составляет всего 3dB ! При таком «разделении», конечно, создается некая иллюзия пространственного звучания, но не более…Кроме того, так как в системе кодирования используется фазовое обращение, то необходима очень точное сохранение фазы сигналов, что очень трудно обеспечить в кинопроекторных установках, особенно на высоких частотах. Создатели Dolby Surround поступили радикально – ограничили сверху полосу частот канала Surround до 7кГц. Кроме того, сигналы прошедшие декодирование проходили через процессор шумоподавления Dolby A-type Noise Reduction все той же лаборатории Dolby, специально разработанный для подобных звуковых дорожек. В таком случае присутствие помех уже почти не замечалось, но терялась часть информации…
Система получилась настолько удачной, что классическая система воспроизведения Dolby Surround сейчас уже нигде не используется. Интерес к кино снова возрос, но вскоре фирма Dolby выпустила на рынок бытовую версию Dolby Pro Logic, а производители видеодисков наладили поточный выпуск лазерных дисков LD. После заполонения прилавков бытовыми ресиверами с декодерами Pro Logic, когда в распоряжении зрителей оказались тысячи наименований фильмов на различных источниках (VHS кассета со стерео звуком или LaserDisk), позволяющие привнести в дом объемное звучание кинотеатров, Домашний Кинотеатр как явление начал свое победное шествие по планете…
Киношники вновь забили тревогу и начали совершенствовать параметры своей аппаратуры надеясь добиться качества, превосходящего любую домашнюю систему. Высшей ступенью аналоговой аппаратуры Dolby Pro Logic стала ее сертификация по стандартам THX, разработанным в 1991 году фирмой Lucasfilm все того же Джорджа Лукаса. Этот проект, начавший свою жизнь еще в 1983 году, ставил своей целью, используя последние достижения, значительно улучшить качество многоканального звука в системах Dolby Stereo / Pro Logic. Проект получил название THX, что означало «Tomlinson Holman eXperiment» (эксперимент Тома Холмана) по имени ведущего разработчика фирмы. Эксперимент закончился удачно и счастливые обладатели сертификата THX, прошедшие через расчет акустики помещения, покупку дорогой аппаратуры и соединительных кабелей, специальной акустики и т.д., могут похвастать действительно «потолочным» качеством аналоговых матричных систем многоканального звука. Отличительной особенностью новой аппаратуры являлось псевдостерео звучание тыловых каналов, путем особых ухищрений при обработке сигнала, и выравнивание высокочастотного диапазона АЧХ сигнала фронтальных каналов, что позволяло создавать более глубокую звуковую картину, особенно с боков и тыла, а также более равномерному и натуральному общему тональному балансу. Но киношники недолго радовались – производители снова выбросили на рынок бытовую аппаратуру с THX сертификацией. Единственным ограничением, сдерживающим общий ажиотаж вокруг этого стандарта в бытовой аппаратуре стала высокая цена на нее…
У акул кинобизнеса оставалась еще одна надежда - цифровые технологии обретали уверенность и силу, обладая при этом необыкновенной универсальностью и высоким качеством…
13 нравится?
5 16.09.2016 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Емеля говорит: поделись с друзьями! |
|
, После долгих экспериментов с различными схемами УМ из различных источников (в основном это массовая радиолитература), от микросхем до "Брагина", параллельного и термостабильного "Агеева", достаточно сложного "Сухова" и прочих, мне захотелось сконструировать что-нибудь особенное, отличное от "Радио"-мурзилки.