9zip.ru Инструкции Одноламповый усилитель на 6П15П
Как без перепайки или переключателя сделать переход выходной лампы пентода или тетрода в режим псевдотриода? Главное - обеспечить переключение по переменному току сигнала.
Одно уточнение на отвлечённую тему, почему я выбрал именно
6П15П для опытов? Тут всё просто, я прекрасно знаю как она звучит без коррекции, у неё большая крутизна, драйвер не обязательен. И просто их много есть у меня.
Теперь о главном. В одной из книг по теории построения ламповых усилителей я нашёл такой вариант. В чём его суть? Рассмотрим схему, когда потенциометр R5 выкручен на «0», т.е. бегунок посажен на «землю». В этом случае подключение R4+C3 является классическим для пентодного включения лампы. А цепочка R5+C4 представляет из себя RC-фильтр низкой частоты. На звуке это отражается следующим образом: слышно резковатое звучание, как и у любого пентода или тетрода, правда, со своими нюансами. Низкие частоты слегка приглушены.
Теперь перекрутим потенциометр на максимум. В результате, величина R5 (в моём случае 100 кОм) для переменного тока намного больше, чем реактивное сопротивление С3+С4, то весь сигнал идёт через них на анод, вроде как под псевдотриод. Следовательно, НЧ фильтр превращается в ВЧ, да ещё фаза тока перекручивается на 180 градусов. Звук становится чуть приглушенным, с преобладанием НЧ и с минимумом высоких частот.
Крайние положения регулятора малоинтересны для прослушивания, а вот промежуточные значения достойны внимания. Тут конечно сложно описать, у каждого своё представление о качестве звука, соотношении ВЧ\НЧ в сигнале, глубине стереоэффекта и общие ощущения от восприятия. Просто скажу, иногда очень оригинально звучит.
Теперь подробней о деталях. С входной цепью, думаю, всё ясно. Катодный резистор R3 ОМЛТ 200 2Вт, определяет смещение около 5-6В. При подаче сигнала на вход до ~0,5В, вполне годится до запирания лампы. Зато анодный ток покоя минимальный. Правда, всю мощность не выкачаешь без искажений. Если надо больше мощности на катод, ставьте R3 120-160 Ом, под смещение +3В и подавайте соответствующую амплитуду сигнала.
Теперь про корректирующую цепь. С3 – МБГЧ 0,5 мкФ 400В, очень неплохой конденсатор, применял его в качестве межкаскадного, С4 МБГО 4,0 мкФ 160В – мой самый обожаемый конденсатор. Хотя, выбор конденсаторов и их номиналы дело индивидуальное. Тут всё зависит от того, какой диапазон частот вы хотите регулировать в результате. Так же и резистор, у меня R5 СП-1 1Вт, чем он большего номинала, тем больше широта возможностей. Чем меньше. тем лучше плавность регулирования. Но меньше 100 кОм ставить неинтересно.
Для корректирующей схемы пришлось соорудить простенькую конструкцию, чисто для удобства. А ещё, подключил не просто колонки для тестов, а свои любимые «парадные», для полного ощущения всех прелестей звучания.
Вывод. Очень практичная оказалась схема такого вида коррекции. Когда буду городить полновесную схему, ещё даже не знаю, на каких тетродах или пентодах, но предусмотрю такой вариант с управлением по второй сетке. Эх, жаль что я не попробовал этот вид включения на 6П13С или 6П31С, может они ещё лучше зазвучали. А теперь, не известно когда опять их буду использовать, когда впереди ещё столько всего неисследованного!
Материал прислан посетителем, схема разыскивается.
6 нравится?
10 10.07.2020 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Менделеев говорит: поделись с друзьями! |
|
, Особенности настройки и звучания лампового усилителя на октальных лампах 6Н8С и 6П9.