9zip.ru Ламповый звук hi-end и ретро электроника Ламповый усилитель на одной лампе 6Ф5П
| Внимание! Содержимое этой статьи может быть опасно для твоей психики. Ты уверен, что хочешь это читать? |
Из имеющихся
старых радиодеталей можно собрать хороший ламповый усилитель. Но зачем он нужен? Ведь ламповая схемотехника осталась в прошлом, и эти вакуумные приборы заменили транзисторы и микросхемы, которые в разы меньше и эффективней. Казалось бы, зачем возвращаться к прошлому и собирать громоздкое устройство?
Поверьте, собрав его, Вы будете вознаграждены неповторимым кристальным ламповым звуком и сможете заново открыть для себя много красивой музыки. Ламповый усилитель не шипит, в отличие от многих активных акустических систем для ПК и имеет, на мой взгляд, сбалансированную АЧХ на звуковом диапазоне. При прослушивании музыки, исполненной на настоящих живых инструментах, они становятся слышны. При прослушивании на транзисторно-микросхемных усилителях среднего класса звуки часто сливаются в кашу.
Собирая ламповый усилитель, Вы сможете попрактиковаться в таком непростом деле, как ламповая схемотехника. Здесь, действительно, как много пишут на аудиофильских сайтах, разные детали звучат по-разному. И при монтаже конструкции используется навесной монтаж, когда радиодетали припаиваются непосредственно друг к другу.
Первый усилитель, который был собран в качестве макета - это так называемая схема Лофтин-Уайт (автор данного варианта схемы - Сергей Сергеев), где первый и второй каскад соединены непосредственно друг с другом без каких-либо элементов. Усилитель собран всего на одной комбинированной лампе, которая содержит в себе триод и пентод. На триоде собран первый каскад, который раскачивает второй каскад, собранный на пентоде.
Особенность этой схемы - довольно высокое анодное напряжение пентодной части и наличие в катоде мощного резистора, на котором во время работы выделяется много тепла. Чем же хороша эта схема? Прежде всего - тем, что в ней отсутствует межкаскадный конденсатор (который иногда называют "проходным", что неверно). От этого конденсатора зависит качество звучания усилителя. Схема заработала сразу без настроек, несмотря на то, что катодные резисторы были переменными для возможности настройки. Указанные на схеме номиналы оказались оптимальными.
Второй вариант усилителя на этой же лампе - с межкаскадным конденсатором. В этом варианте схемы анодное напряжение ниже и не требуется мощный резистор в катоде пентода. Так же, при макетировании были установлены переменные резисторы и опять указанные на схеме номиналы оказались подходящими.
Макет для отслушивания выглядит довольно неказисто: он собран на раме от старой ламповой конструкции - предположительно, радиоприёмника. Основное количество радиодеталей находятся в т.н. "подвале" - с нижней стороны рамы.
После макетирования и отслушивания можно сделать корпус и акустическую систему для данного усилителя. Этот усилитель хорош тем, что содержит всего одну лампу и хорошо подходит для первого лампового усилителя, не нуждающегося в настройках. Единственная настройка по второй схеме - это выбор межкаскадного конденсатора (на схеме - 0.068мкФ, между анодом триода и сеткой пентода). Его рекомендованная ёмкость - от 0.047 до 0.47мкф, 400В. О выборе типа конденсатора много написано на аудиофильских сайтах и мнения часто расходятся. Пожалуй, чаще всего они сходятся на фторопластовом конденсаторе ФТ-3 и К40У-9. Рекомендуют: К78, К73, К40, К42, К77, а также К72П-6, К72-9.
Все резисторы в макете усилителя - МЛТ-2 от старых телевизоров. Рекомендуют использовать резисторы ВС (зелёные), которые дают яко бы более мягкий звук. Трансформатор -
ТВЗ-1-2, также от телевизора. Можно использовать и другие "телевизионные" трансформаторы и трансформаторы от ламповой аппаратуры: ТВЗ-1-9 и ТВ-ЗШ. Следует помнить, что каждый трансформатор рассчитан на своё сопротивление нагрузки - чаще 4 или 8 Ом. В качестве универсального варианта, можно перемотать вторичную обмотку, сделав отводы для разных нагрузок. Некоторые трансформаторы не имеют зазора в магнитопроводе. Его наличие можно найти в интернете. Если зазора нет, то необходимо разобрать трансформатор, сняв I-образные пластины и положить под них слой тонкой кальки, затем вернуть пластины и собрать кожух трансформатора обратно. Наличие зазора не позволит магнитопроводу трансформатора войти в насыщение, в противном случае трансформатор будет вносить искажение в звук.
Отдельно стоит описать блок питания трансформатора. На макете использован трансформатор
ТС-180-2. Две вторичных обмотки его соединены последовательно, напряжение выпрямлено двухполупериодным выпрямителем с удвоением для получения примерно 270 вольт. При наличии другого трансформатора - например, типа ТА или ТАН, можно собрать выпрямитель без удвоения, по мостовой схеме.
Непременным атрибутом блока питания лампового усилителя должен быть дроссель в цепи анодного питания, который не позволит 50-герцовому фону пройти к лампам, и, как следствие, - к акустике. Конденсаторы перед дросселем и после него в макете усилителя были номиналом 200мкФ 400В. Рекомендуют соединять цепи накала резисторами по 100-200 Ом с общим проводом для уменьшения фона 50Гц. В собранном макете этого не понадобилось, фон отсутствовал и без этих резисторов. В качестве дросселя использован дроссель от телевизора, который стоял в блоке питания в цепи анодного питания.
Ниже приведена схема блока питания лампового усилителя от господина Манакова, известного строителя ламповых усилителей.
Важная особенность, не отражённая на схемах: анодное напряжение необходимо подавать после прогрева ламп - минимум через 30 секунд после подачи напряжения накала, для чего на макете предусмотрен отдельный выключатель. Лампа накаливания включена между сетью и силовым трансформатором, на случай замыкания или неисправности.
В усилителе применена б/у лампа от телевизора. Изначально она рассчитана на работу в блоке кадровой развёртки телевизора, но, в виду того, что она комбинированная (триод+пентод) и имеет неплохие характеристики, её использование в усилителе начального уровня очень заманчиво, при том, что звук получается весьма хороший.
После сборки и изучения работы этой схемы можно приступать к построению
стерео-усилителя.
24 нравится?
20 10.10.2011 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Штрилиц говорит: поделись с друзьями! |
|
Хочешь почитать ещё про ламповый звук? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Онлайн-калькулятор расчёта по размерам магнитопровода габаритной мощности трансформатора Импульсный анодно-накальный преобразователь на IR2153 для лампового усилителя Электронный дроссель для лампового усилителяЕсть вопросы, комментарии? Напиши:
| Гость | | 27 сен 2024 0:57 |
Это же автоматическое смещение.
| Николай | | 26 сен 2024 20:32 |
Господин Ом в шоке.гениальная входная цепь. Сеточный резистор 100 к включен в параллель с потенциометром 30 к. Причем без разделительного конденсатора.Убавить входной ппотенциометр на минимум и гарантировано убьешь лампу.
| Валерий | | 15 янв 2024 16:23 |
Сопротивление катодных резисторов на второй схеме неправильное. Вы режимы ламп замеряли? У триода в катоде согласно даташиту должно быть 180 Ом и ток 5,5 мА (у меня при таком же напряжении питания вышло 220 Ом). У пентода ток 40 мА, при сопротивлении в катоде 560 Ом.
| LA | | 19 авг 2023 11:24 |
Когда применительно к усилителю говорят, что он на одной лампе, то имеется в виду одна лампа на канал.
| Виктор | | 18 авг 2023 20:44 |
А и правда, две лампы! На схемах два кружочка да и на фотке шасси тоже две лампы. Правда одна из них не радио- а обычная, накаливания, но это же несущественная мелочь, правда?
100 лет назад выпускались лампы в которых был собран приёмник целиком. Натурально в баллоне была спаяна схема, резисторы, конденсаторы, всё прямо внутри радиолампы. Продавцы считали кол-во ламп не по баллонам а по кол-ву каскадов. Приёмник с двумя колбами преподносился как пяти- а то и шестиламповый. Тут тоже так, только наоборот.
| Гость | | 18 авг 2023 20:28 |
Не на одной лампе, а на ДВУХ. Или вторую не видно? :)))
| читатель | | 31 дек 2022 16:04 |
делал стерео усилитель в молодости, колонки из переделанных сетевых радио, питал от трансформатора радиолы. Мне нравилось, потом уже S90 и прочее.
| Гость | | 26 июл 2021 16:51 |
В этой лампе просто удачно совпало многое: доступность - была в любом телевизоре, комбинированная - две лампы вместо одной, хороший ток пентода, как раз под те же телевизионные выходные трансформаторы. Первые схемы на этой лампе люди иногда даже собирают неправильно, а звук всё равно сильно отличается от кремния.
| Виктор | | 26 июл 2021 7:01 |
Ну если только так, в качестве первых опытов, то можно. Действительно схема получается простая, для начинающих самое то.
| Гость | | 25 июл 2021 23:22 |
Это нестандартное применение данной лампы, но именно с неё начинают своё знакомство с ламповыми усилителями многие радиолюбители. Звук вполне достойный, если усилитель рассчитан и собран правильно. А уже затем переходят к "звуковым" лампам.
| Виктор | | 25 июл 2021 12:53 |
"Имеет неплохие характеристики...". Вы серьёзно? 6Ф5П, да и ещё б.у. и неплохие? Эти лампы разрабатывались для применения только в автоматике, не для звука. Разрабы спроектировали лампу с максимальным усилением непериодических сигналов, говоря по современному, для "цифры". Даже в справочниках не рекомендовали эту лампу для звука из-за очень большой нелинейности. И это, прикиньте, в те времена, когда 10% КНИ по звуку считалось вполне допустимым для аппаратуры 1-го класса. Какой же процент искажений был у этих ламп, если даже по тем меркам они считались плохими? Кадровая развёртка, видеоусилитель, радарная техника, системы релейной автоматики, моторная АПЧГ, да много где ещё, но я ни разу не видел, чтобы эти лампы ставились на звук в нормальной аппаратуре. Самоделки? Да, часто, для экономии, "два в одном" как говорится. Ну может быть если только какой-то совсем уж очень примитивный ширпотреб, да и то, сомневаюсь.
| vlad | | 24 июл 2021 23:11 |
силовик не маленький для такого усилка?!))))
| LA | | 29 апр 2019 20:31 |
ТС180 есть практически у всех, для первого опыта - самое простое.
| Эдуард | | 28 апр 2019 15:49 |
Все описано очень интересно.Но применение трансформатора ТС180-2 ради питания одной радиолампы 6Ф5П считаю не практичным и расточительным,хватило бы маломощного ТАН1-220-50 на 36 Вт.Или вовсе отказаться от силового трансформатора,диодный мост анодной цепи запитать напрямую от сети 220 Вольт,а для накала использовать слабенький трансформатор 220/6,3Вольта и током до 1Ампера.
| gemballa | | 12 мар 2019 23:20 |
Еб.. хоть бы написал кто то, как поставить перемычки на трансформаторе ТС-180 что бы получить на выходе 270 V анодного!
Подпаиваем перемычки 5-5',7-7',8-6' и с 6-8' получаем 270v
| Гость | | 06 мар 2018 17:04 |
Петя, как ООС добавил - убрал катодный кондёр в первом каскаде? Опиши подробнее переделку.
| Петя | | 06 мар 2018 14:49 |
делал эту схему все работало, нравилось. Переделал в пентод добавил ооос и стало еще лучше, добавилось мощи и появились басы!!!
| LA | | 13 авг 2016 11:18 |
Спасибо за замечание.
| Л.Л. | | 12 авг 2016 19:37 |
ПРОХОДНЫХ конденсаторов не существует - есть переходные, или межкаскадные.
| Виктор Филюк | | 29 фев 2016 22:23 |
Здравствуйте. Пронумеруйте пожалуйста,если можно, выводы трансформатора ТС-180, в схеме блока питания.Спасибо.
Пользовательские теги: Блок питания для лампового усилителя 6ф5п усилитель схема [ Что это? ]
Дальше в разделе Ламповый звук hi-end и ретро электроника:
Ещё один усилитель на 6Н5С, В статье описывается использование лампы 6Н5С (6Н13С) в однотактном усилителе с силовыми трансформаторами. Выходной srpp каскад позволяет снизить требования к выходным трансформаторам.