9zip.ru Инструкции Радиоэкспедиция на остров Голланд
Эта статья и стала началом нашей радиоэкспедиции. И началось..... В тот же день последовал звонок Александру. Александр долго, употребляя ненормативную лексику, рассказывал, что он думает на этот счет обо мне и такой радиоэкспедиции, но, в конце концов, поддержал. В этот день нас стало двое. Из разговора с Сергеем выяснилось, что он собирался на остров Святого Петра, но ради такого дела согласен подождать немного и готов ехать хоть сейчас. С отъездом, по причине плохой погоды, решили подождать, до июля. Александр поддержал нас и обещал, что проблем с доставкой оборудования до Санкт-Петербурга не будет. В дальнейшем так и получилось. Его микроавтобус доставил в порт Ломоносов грузы радиоэкспедиции и часть участников. В первое воскресение ноября в радиоклубе состоялось собрание радиолюбителей, и все дружно решили, что радиоэкспедиция должна быть. Желающих набралось 25 человек, но в дальнейшем 11 из них по разным причинам сошли с дистанции. Началась работа по подготовке и тут же появились
Надо было решить кучу задач, связанных с финансированием, проездом, техническим и материальным обеспечением радиоэкспедиции. Для начала определили задачи радиоэкспедиции:
1. Принять участие в RSGB IOTA contest в подгруппе "Островные станции".
2. Занять место в первой десятке в своей подгруппе.
3. Провести максимально возможное количество QSO.
4. Впервые с острова отработать цифровыми видами связи PSK и SSTV.
5. Провести мероприятия по линии ВМФ России, связанные с историей развития радио в России и историей ВМФ России.
Определили, что финансирование радиоэкспедиции, в случае отсутствия внешних поступлений, полностью ложится на плечи участников. Предварительно решили собрать по 450 рублей. Часть денег была потрачена на решение технических проблем.
Доставка на остров:
1. Грузы и часть участников на микроавтобусе с прицепом до порта Ломоносов.
2. Оставшаяся часть участников по железной дороге.
3. Корабль по маршруту порт Ломоносов - остров Гогланд.
Решили, что на острове будет развернуто 2 рабочих места. Аппаратура была использована клубная KENWOOD TS 570D и личная, спасибо Николаю за предоставленный KENWOOD TS 440 и Беслану- ("Акула", можно услышать на 10460) за линейный усилитель. Антенны использовались клубные на 10, 15 и 20 метров 2шт. A3S, на 40 и 80 метров инвертора. На 160 метров изготовили отдельный диполь. Специально для IOTA contest Владимир RV3DEL написал LOG программу, способную работать в сети для двух разнесенных рабочих мест. С техникой все было ясно, а вот вопросы по доставке морем и дополнительного финансирования, оказались ясными не совсем. Вопросы по кораблю взялся решать Александр. В один из декабрьских дней Александр надел парадную форму, а надо сказать, что Александр у нас подполковник запаса ВМФ, и отправился на прием к начальнику связи ВМФ. Я не знаю, что он рассказывал вице-адмиралу, но в результате вышел из кабинета довольным. Предварительная договоренность была достигнута. Военно-Морской флот оказался заинтересован в нашей радиоэкспедиции и готов предоставить корабль для доставки на остров.
А теперь небольшая историческая справка. Ровно 100 лет тому назад в 1900 году военные моряки умудрились (специально выяснял, все были трезвыми) возле острова Гогланд посадить на камни флагман флота броненосец береговой обороны "Генерал - Адмирал Апраксин". Для проведения спасательных работ была необходима надежная связь. И тут вспомнили про одного изобретателя радио - А.С. Попова, который уже не первый год носился со своим изобретением по коридорам Адмиралтейства в надежде пристроить никому не понятное устройство для дальней связи в Военно-Морской флот (наверное, бабок хочет срубить) и надоел всем ужасно. Вот и решили отправить А.С. Попова и его помощника П.Н. Рыбкина подальше от кабинетов. Пускай, мол, на острове себя покажут, а если облажаются, то туда и дорога. Правда, деньжат на работы немного подкинули. Но чинам в Адмиралтействе не удалось порадоваться. Попов в Кутсало, а Рыбкин на Гогланде сумели установить мачты для антенн и заставить работать несовершенные приемники и передатчики.
И первая в мире ПРАКТИЧЕСКАЯ РАДИОЛИНИЯ НАЧАЛА СВОЮ РАБОТУ!
Первое сообщение, переданное по радиолинии, касалось не броненосца, а финских рыбаков унесенных на льдине (эти точно были пьяные). Рыбаков спасли. (А.С. Попов был искренне рад – первая телеграмма послужила спасению человеческих жизней. "Ермак" (ледокол, принимавший участие в спасательных работах) срочно поднимал пары. В 4 часа 20 минут 25 января он вышел в море. К вечеру с плавающих льдин и с островов удалось снять 27 человек. Остров ГОГЛАНД – первая практическая радиолиния.
Далее радиолиния работала для обеспечения спасательных работ. Весь ход операции по спасению броненосца, благодаря действующей радиолинии, освещался в Российской и зарубежной прессе и именно тогда народ, наконец, то понял, что такое изобрел Александр Степанович Попов. С тех пор имя Попова очень почитаемо и в Морском ведомстве России.
С момента появления корабля наши мечты стали обретать реальные очертания. Теперь наша радиоэкспедиция получила официальное название: РАДИОЭКСПЕДИЦИЯ В ЧЕСТЬ СТОЛЕТИЯ НАЧАЛА РАБОТЫ ПЕРВОЙ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАДИОЛИНИИ НА ОСТРОВЕ ГОГЛАНД.
Появились первые официальные бумаги, с которыми можно было идти к предполагаемым спонсорам радиоэкспедиции. Но спонсоры, как сговорились и дружно твердили, что денег нет и вообще люди они не местные, и в этом деле ничего не понимают. Среди них оказались: Областной комитет РОСТО, Комитет РОСТО Домодедовского района.
Вообщем, кроме администрации Домодедовского района и фирмы "МИНИСТОП" нам никто не захотел помочь. Долго рассказывать про все хождения по кабинетам, но деньги за два дня до отъезда все-таки дали. Как говорится "надежда помирает последней".
В апреле месяце решили проверить себя и технику в соревнованиях. Выбрали SP DX Contest.Владимир написал программу для работы в SP DX Contest, установили аппаратуру, включили и сразу увидели, что все плохо. Команда не умеет работать с двух мест, многие путаются в клавиатуре компьютера, компьютеры отказываются работать с усилителями мощности, программа не совершенна, антенны не настроены, нет нормального заземления и т.д. Вообщем за сутки, что проходили соревнования, пришлось немало помучиться. Правда, отработали надо сказать неплохо и если судить по прошлому году, то заняли бы 3 место в мире (к сожалению результатов 2000 года до сих пор нет). Выявленные недостатки постарались устранить до июля месяца, но устранили не все, об этом в дальнейшем. Вот так незаметно за хлопотами и заботами наступил долгожданный июль. К этому времени наша команда была сформирована, обязанности расписаны и сборы в дорогу были закончены. Привожу состав участников.
С микроавтобусом, как я уже говорил, проблем не возникло. Александр расстарался на славу, разукрасил машину, так что за все время поездки машину не остановил ни один пост ГИБДД. Выехали в 7 утра 24 июля. В поездке не обошлось без приключений. Сначала помогли перевернувшейся машине, а потом на 312 километре трассы Е-95 встретили старых знакомых, которые возвращались в Москву (спасибо УКВ связи). А вот железная дорога преподнесла сюрприз - билетов не достать. И снова Александр надел форму, запасся соответствующими бумагами и отправился к военному коменданту Ленинградского вокзала. Комендант помог немного, и билеты удалось приобрести. На Ленинградском вокзале к нам присоединился Геннадий, откомандированный ВМФ помочь радиоэкспедиции. В Питер приехали 24 июля в 6 утра. До 9 бродили по городу, немного фотографировали. В 9 утра добрались до Адмиралтейства, Геннадий и Александр отправились на доклад, где и пробыли до 12 дня. Когда все вопросы были решены, поехали в музей - квартиру А.С. Попова. Экскурсия продолжалась часа два, узнали и увидели много интересного особенно про Гогланд и первую радиолинию. В музее-квартире Попова идет ремонт, и на память удалось подобрать кусочек "родной" штукатурки, еще с тех времен. Теперь эта реликвия, вместе с другими, лежит на памятном стенде в радиоклубе. Потом посетили вторую часть экспозиции, расположенную в соседнем здании.
К 18 добрались до Ломоносова.
На корабле ГС 403 нас уже ждали и не только экипаж. Оказалось, что на Гогланд собрались еще и Питерские радиолюбители со своей командой и сели к нам на хвост. Сюрприз был не из приятных, долго совещались высадить, не высадить, но решили, что особо мешать друг другу не будем - остров большой, места всем хватит. В результате двухдневных переговоров с командой было достигнуто соглашение, мы будем находиться на северном маяке, а они на соседней сопке в четырех километрах к югу от нас. Второй сюрприз не заставил себя ждать, оказалось, что на корабле нет топлива. Проблему решил Геннадий. Со свойственной ему напористостью, он поднял на уши все руководство гидрографического района и службы, отвечающие за обеспечение. Долго рассказывать, но к вечеру 25 июля топливо нашли. В 21 час подъехал наш микроавтобус, вся радиоэкспедиция оказалась на борту судна. 25 июля ничем особенным не запомнилось, отдыхали, дозакупили продовольствие, бензин, разгрузили микроавтобус и отогнали его на охраняемую стоянку, ждали отхода судна, назначенного на 10 утра 26 июля. Все время ходили слухи, что в море нас не выпустят из-за штормового предупреждения. Море и, правда, немного штормило, но все обошлось.
И 26 июля в 10 часов утра мы вышли в море.
Особых приключений не было, если не считать того, что волнение на море увеличилось до 4-х баллов. Для нас сухопутных это было непривычно. Все ждали, когда начнется морская болезнь, но видимо основательно принятое накануне отхода профилактическое средство помогло и от морской болезни лечить никого не понадобилось. В 18.30 на горизонте показалась группа островов, которая в 19.00 превратилась в остров Гогланд - цель нашего путешествия. Дружно прокричали:
Здравствуй Гогланд.
В 19.30 пришвартовались к причалу. Швартовка прошла весело. Наше место было занято малотоннажным судном, которое никак не хотело освободить причал, но после того, как капитан по громкой связи рассказал, что он думает о "мореходах х....х", судно освободило причал, и мы пришвартовались. Началась разгрузка. Разгрузились в 21.00. Александра отправили сразу на маяк разведать обстановку и договориться со служителями маяка насчет транспорта. У него все получилось, и в 21.30 за нами приехал трактор с прицепом. Быстро все погрузили, уселись сами и в 22.00 были на месте, выбранном Александром для лагеря. В лагере поставили палатки, поужинали и улеглись спать. Сил на что-нибудь другое уже не оставалось. Немного о маяке Северном. Оказывается маяк имеет вековую историю и был заложен еще Петром Первым, в 2000 году ему исполнилось 277 лет. Наступило утро 27 июля.
Быстро позавтракав, приступили к установке антенн и рабочих мест. Первое рабочее место установили в бывшем посте технического наблюдения ВМФ. Здание неплохо сохранилось, крыша пока на месте, но выбиты окна и на полу разный мусор. Окна заделали досками и полиэтиленом, расчистили от мусора две комнаты, растопили печку и жить сразу стало веселее. Второе место расположили в 50 метрах от первого в палатке. Третье рабочее место, FT-100 без усилителя, было установлено Дмитрием RW3DDG на камбузе специально для кока Валерия и работало на 40 метрах.
Теперь об антеннах. Антенны, 2 х In V и 2 х A3S, удалось разнести на 100 метров друг от друга. Одна из A3S стояла на привезенной с собой мачте, вторую без особых усилий затащили на наблюдательную пограничную вышку. При установке антенн всю дорогу поминали добрым словом конструкторов фирмы "Cushcraft" за продуманную конструкцию, ведь вес антенны всего 12 кг. Инвертора установили на привезенных с собой облегченных телескопических мачтах высотой по 12 метров. Инвертор на 160 метров расположили на еще не сломанной 15 метровой мачте типа "Унжа" рядом с первым рабочим местом. В 10.30 запустили генератор Honda-4000 и работа началась. Первое QSO провел наш основной SSB оператор Сергей, особое место для его карточки, если пришлет, уже выделено на стенде в радиоклубе. Оказалось, что Николай Никандрович учился у П.Н. Рыбкина.
Далее началась работа в эфире в режиме Pile up. Постоянно работали два рабочих места. Одно из них использовали для цифровых видов работы, PSK (вид телетайпа) и SSTV (передача неподвижных изображений). На 20 метрах (14Mhz) в режиме SSB (голосовая связь) проводили по 4-5 QSO (радиосвязь) в минуту. Старались работать круглосуточно, но не всегда получалось, народ падал от усталости и засыпали прямо на рабочих местах. Как говорят “охота пуще неволи”. Утром 28 июля при осмотре антенны A3S на голову Николаю упал элемент крепления редуктора, а затем после того, как Николай подергал за кабель управления, упал и кабель. Оказалось, что плохо прикрутили редуктор и от ветра болты раскрутились. Редуктор с антенной держался на последнем витке последнего болта. Кабель управления оборвался, когда антенна свободно вращалась. Пришлось опустить антенну и приступить к ремонту. Схему поворотного устройства, конечно не взяли, пришлось автору этих строк восстанавливать кабель управления вслепую. Ремонт закончили за 2 часа. Через двое суток напряженной работы наступило утро 29 июля. На этот день у нас была запланирована поездка на сопку Попова для возложения цветов к памятнику А.С. Попову. Оставив в лагере кока радиоэкспедиции, Валерия, все уселись на тракторный прицеп и отправились в дорогу. Надо сказать, что дороги на острове еще те. До сопки мы добрались за 3 часа, и это 10 километров по прямой. Всю дорогу любовались красотами острова. Встретили спящего под кустом пограничника, который накануне вечером приходил к нам в лагерь проверять документы. Видимо, после проверки, решил охранять Родину на этом месте. Последние 500 метров до сопки прошли пешком, даже трактор не смог проехать. Пока поднимались на сопку успели набрать целую сумку грибов, которых в это время здесь несметное количество. На сопке возложили цветы к памятникам, (На сопке им. А.С. Попова стоят два мемориальных памятника. Один установлен гарнизоном Кронштадта, второй от лидеров радиопромышленности бывшего Союза. Остров ГОГЛАНД – первая практическая радиолиния.
Михаилу за активную работу в клубе юных моряков и радиоклубе, было присвоено звание “Старшина” клуба юных моряков. На сопке в годы войны была расположена финская оборонительная батарея, нашли старую гильзу от пушки и каску. Теперь все эти реликвии стоят на стенде в радиоклубе. На обратной дороге заехали на озеро, которое поразило всех своей красотой и чистотой. Очень жалели, что не можем задержаться подольше, вскоре должен был начаться IOTA Contest. К 16.00 вернулись в лагерь, Валерий уже ждал нас, обед был на столе, быстро пообедали, включили аппаратуру и начались сутки напряженной работы в
IOTA DX Contest.
Начало соревнований было не совсем удачным. Сначала отказался работать один из компьютеров, а потом начал показывать свой характер самодельный усилитель на лампе ГС-35. С компьютером разобрались довольно быстро, помогло покачивание материнской платы и нежные слова в его адрес, сказанные неожиданно. Компьютер послушался и заработал. А вот с усилителем пришлось повозиться, слова на него не оказывали решительно никакого воздействия. Для начала обнаружили, что из усилителя пропало 2 сантиметра провода от входа до катода, куда делись, до сих пор теряемся в догадках. Пока возились с техникой, потеряли час времени, но, наконец, устранили дефекты и работа началась. Далее работа шла более менее стабильно, но усилитель не давал покоя группе технической поддержки. В 23.30 в вентилятор засосало ночную бабочку и у усилителя случился прострел по высокому напряжению, сгорели все индикаторные лампы. На рабочем месте в это время находились Сергей и Владимир. Сергей потом долго не мог понять, почему ему вдруг захотелось посидеть у Владимира на коленях. А в 4 утра выгорел разъем, подводящий высокое напряжение. Не стану приводить слова, сказанные Николаем, когда его разбудили в 4 утра для очередного ремонта. В 16.00 30 июля тест окончился, провели 1395 QSO и набрали 1948725 очков. Результат не плохой, учитывая все неприятности, надеемся, что в десятке лидеров мы будем. В лагере нас ждал праздничный обед в честь дня Военно-Морского Флота.
Наш кок Валерий постарался на славу. Пообедали, разлеглись на солнышке и за разговорами незаметно перешли к сочинению стихов. Ближе к вечеру поздравить нас с праздником пришла вся команда. За разговорами и общением незаметно день подошел к концу. Утро 31 июля выдалось довольно хмурым, не в смысле погоды, надо было собираться в обратную дорогу. Отъезд был назначен на 1 августа. До 16.00 собирали имущество, потом за нами приехали на тракторе.
Ночь на 1 августа провели на корабле, но работа в эфире не прекращалась. Сергей и Александр поставили на берегу палатку, установили аппаратуру, развернули инвертора, подключились к бортовой сети корабля и продолжили работу на 40 и 80 метрах. Последнее QSO провели в 09.32. Ровно в 10.00 утра 1 августа наш корабль отчалил от пристани. На выходе из бухты вся радиоэкспедиция собралась на верхней палубе для прощания с островом. Хор радиоэкспедиции исполнил патриотическую военно-морскую песню “Прощайте скалистые горы”. У слушателей слезы падали в суровые балтийские волны. Через 8 часов мы пришвартовались на свое место в порту Ломоносов. Покидая гостеприимное судно ГС 403, последний раз сфотографировались. На этом наша радиоэкспедиция закончилась.
22 нравится?
10 05.10.2015 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Боярский говорит: поделись с друзьями! |
|
, Последовательность действий по программированию популярной радиостанции gp-68. Пошаговя инструкция.