9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Инструкции История создания одного усилителя меломана

Эту статью написал некто Наумов Максим. К сожалению, она выпилилась из интернета. Поэтому мы решили просто вернуть её. Схемы и фото - утрачены.

Так уж получилось, что усилитель np-2 стал широко известным до того, как появилось это полное описание. По мере сил я делился последними результатами его доработки со всеми, кто проявлял интерес, но постоянные усовершенствования схемы удерживали меня от написания итоговой статьи. В данный момент активных работ по модернизации этой модели я не веду, и не планирую, поскольку считаю данную тему исчерпанной. А значит, настало время свести воедино накопленный опыт и по возможности указать на те рычаги воздействия, с помощью которых от этой схемы можно получить максимум качества во всех смыслах этого слова. Основной целью данной статьи я считаю не столько описание схемы усилителя, сколько рассказ о том, как и почему я пришел именно к такому результату.

Вне зависимости от моих сиюминутных воззрений на музыку и воспроизводящую её аппаратуру, я всегда был и остаюсь меломаном. Большинство современных усилителей (как и любой другой аудиотехники) имеет малую ценность с точки зрения меломана. И как любой другой человек не только любящий музыку, но и понимающий её суть, я пришел к выводу, что доступные по цене усилители эту самую суть раскрыть просто не способны. Достойные внимания модели довольно редки и имеют достаточно высокую стоимость. За неимением таких средств, пришлось самому взяться за паяльник и доказать, что цены на современные усилители, мягко говоря, не соответствует действительности. Сейчас я могу констатировать, что мне удалось создать усилитель сравнимый с фирменными аппаратами ценовой группы до 1000$, и имеющий себестоимость порядка 100$.

Почему именно усилитель на микросхеме?

Вариант усилителя "на рассыпухе" отпал после того, как я попытался изготовить печатную плату для изготовления УМЗЧ ВВ Сухова - на тот момент сложность монтажа и необходимость настройки оказались для меня непреодолимым препятствием, к тому же отзывы в интернете о сравнении дискретных и микросхемных решений позволяли провести между ними знак равенства, а суммарная стоимость деталей представляла собой весьма внушительную сумму. Ламповая техника хоть и вызывала у меня уважения, но так же оказалась недоступна ввиду мизерного опыта в этой области и по причине наличия в конструкции большого количества трансформаторов, качество которых значительно влияет на результат. А вот, простота микросхемного усилителя, дала мне повод думать, что задача создания высококачественного усилителя легко реализуема в домашних условиях с минимальными затратами сил и средств.

Почему я выбрал LM3886?

Все просто: высокая чувствительность, минимальная обвеска и наличие всех возможных защит внутри микросхемы давали в результате готовый канал усиления из 10-15 элементов не требующий предварительного усилителя. Плюс к этому в сети были хорошие отзывы о качестве звучания и стабильности в работе. По какому принципу я выбирал элементы, номиналы и схему включения? За неимением собственного опыта, опираться пришлось на противоречивые советы с форумов. Большинство комплектующих было куплено в Чип и Дипе, а параметры блока питания подобраны по принципу каши маслом не испортишь. И то и другое в последствии дало о себе знать, но надо же было с чего-то начинать... Схема включения была принята самая простая - прямое включение по даташиту, но жизнь быстро внесла в неё свои коррективы.

Первый опыт работы обошелся мне довольно дорого в самом прямом смысле этого слова. Неаккуратный монтаж, не знание элементарных правил стандартного включения и прочие ошибки новичка обошлись мне в стоимость 4-6 микросхем. Однако, опыт бесценен. Как человек, напуганный взрывающимися радиодеталями, стандартную схему включения из даташита я решил укрепить оттуда же взятыми антивозбудными цепями. В итоге все заработало.

Собрано все было в корпусе из алюминиевого профиля, купленном опять же в Чип и Дейле. Провода разводки имели то же происхождение и гордо именовались Luxmann (если бы не лишняя "n" на конце, название внушало бы уважение). Надо отдать должное, изо всех дешевых проводов вышеназванный "бренд" оказался, пожалуй, наилучшим по качеству звучания. Но на тот момент это была не более, чем счастливая случайность. Итак, воодушевленный успехом я тут же поспешил сравнить свое детище с брендовым аппаратом. На мое счастье в качестве соперника выступил не кто иной, как легендарный NAD 320 BEE, в паре с не менее удачной акустикой Monitor Audio Bronze 4. Источником послужил в меру музыкальный DVD проигрыватель Philips Q-40. Итоги сравнения были разгромными для NAD-a в плане формальных характеристик, но все же по душевности и эмоциональности исполнения лидировал NAD. При всей простоте, его звук был более комфортным и вовлекающим, а мой усилитель звучал более жестко, напряженно и как то натужно, вокалисты словно через силу выдавливали из себя слова, музыканты будто бы с огромным трудом извлекали звуки из инструментов. Однако меня тут же попросили сделать еще один усилитель, что в принципе неудивительно - менее ста долларов на детали, плюс символический бонус за работу и человек получал аппарат превосходящий трехсотдолларовый брендовый девайс. А я, кроме прочего, получил уникальную возможность попробовать другие варианты включения микросхемы и сравнить их в лоб с уже имеющимся. Поскольку планировалось применить иной тип включения, новый усилитель получил маркировку np-2.

Попытки применить инвертирующее включение (без интегратора) и инвертирующее включение с т-образной обратной связью не дали положительного результата. Сейчас я склонен отнести это к отсутствию опыта и ошибкам монтажа (порой даже не смытый флюс давал в прямом смысле взрывной результат). Но, так или иначе, количество погибших микросхем стало приближаться к десятку, а опыт монтажа рос в геометрической прогрессии. Единственный, чудом заработавший канал, собранный в инвертирующем включении давал весьма интересное звучание, однако невозможность повторить результат вынудила меня вернуться к более стабильному, на мой взгляд, прямому включению. Приблизительно в этот же момент я решил-таки освоить лазерно-утюжную технологию производства печатных плат (за помощь в этом нелегком деле огромное спасибо Игорю, известному на форуме как PIER), поскольку были подозрения в том, что причиной нестабильной работы некоторых реализаций был именно навесной монтаж. Кроме печатного монтажа в списке отличий усилителей значилось заниженное относительно np-1 напряжение питание (основываясь скорее на интуиции чем на логических выводах, я купил вместо трансформатора 2х25 вольт 2х18), а так же более простой пластиковый корпус с небольшим радиатором (корпус и радиатор были куплены уже безо всякой интуиции, а исключительно ради экономии).

Результат превзошел мои ожидания: np-2.1, обладавший меньшим напряжением БП, буквально таки запел. В звуке появилась долгожданная мягкость, открытость, естественность. Использовавшийся ранее трансформатор 2х25 был тут же перемотан в 2х20 и показал практически аналогичный результат (но вариант 2х18 все-таки был чуточку более приятный по звуку). NAD 320 BEE был морально уничтожен. Мой усилитель не только обеспечил лучшее разрешение, динамику, более глубокий и точный бас, но еще оказался более эмоциональным, вовлекающим и точным в плане передачи интонаций. Тому же подверглось еще несколько брендовых аппаратов. Потом было знакомство с аппаратурой Александра Клячина (за что я бесконечно благодарен ему и человеку известному на форуме под ником Степной Волк). Благодаря его любезности мне удалось произвести прямое сравнение моего усилителя с ТА-2. Результат, конечно же, был разгромным и далеко не в пользу моего детища. Однако были заданы отличные ориентиры для дальнейших изысканий.


10 нравится? 7


18.05.2015 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья?
Емеля говорит:
поделись с друзьями!

Хочешь почитать ещё про инструкции? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Согласование усилителя с аккустической системой
Лампы против транзисторов или предрассудки против качества и красоты?
Простой генератор звуковой частоты



Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)
Как вставить картинку в свой комментарий?

Пользовательские теги: унч арасланова усилитель на рассыпухе [ Что это? ]

Дальше в разделе Инструкции: Две 100-литровые башни, не до конца забытое старое, Акустика, получившая название two tower, могла бы не увидеть свет в том виде, в каком она существует сейчас, если бы не цепочка совершенно не связанных между собой обстоятельств.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты
Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и ретро электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети, компьютеры и программы Категория свободна Инструкции


Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета - в одном месте!

 15.11 Терморегулятор с двумя каналами на ATtiny13
 15.11 Часы на ESP32 и светодиодах WS2812b
 15.11 Акустическая система с открытым верхом

Задай вопрос радиолюбителям!


2.11 Есть проект, где к МК через транзистор подключен ...
1
28.10 Здравия Всем. Нужна помочь, чтоб после запуска ...
18.10 Ребята помогите сделать схему простенькую для ...
2