9zip.ru - технологии для людей
9zip.ru Ламповый звук hi-end и ретро электроника Концепция создания ламповых усилителей своими руками

Несколько общих слов о консепции и зачем она нужна. У всех серьезных разработчиков обязательно должна быть концепция, которой они неукоснительно следуют. Это предает фирменной аппаратуре особую индивидуальность и неповторимость. Именно своей собственной концепцией разработчик должен руководствоваться при создании своих аппарартов. Все приведенное ниже является сборным умозаключением и не поддерживается в качестве абсолютной истины.

1. Усилитель должен работать в классе "А". Думаю этот пункт концепции вообще не стоит объяснять... Это очевидно.

2. Схема усилителя должна состоять из ламп с предельно простой электродной системой (триоды!)Этот пунк консепции пожалуй стоит пояснить. Основной мотив тут в простоте: чем проще усилительный прибор (лампа), тем меньше он вносит искажений в усиливаемый сигнал. К тому же триоды обладают крутизной характеристики на порядок выше, чем пентоды и лучевые тетроды. Триодное включение последних не признают, как отступление от логики и неоправданное усложнение конструкции (что, естественно, приводит к снижению качества).

3. Схема усилителя не должна содержать параллельных включений ламп. Подобрать пару ламп с абсолютно идентичными параметрами крайне трудно,если вообще возможно. Но даже если и удастся это сделать, то в процессе работы параметры ламп станут разходиться (уменьшение эмиссии, утечка вакуума и т.п.), что неприменно приведет к появлению (увеличению) неленейных искажений.

4. Предельная выходная мощность усилителя должна значительно превышать номнальную.Чем ближе к своему пределу работает усилитель, тем больше искажений он вносит в сигнал. Это не только очевидно - это проверенный факт. Чтобы искажения были минимальными, усилитель не должен "напрягаться" при работе.

5. Усилитель должен быть однотактным. Двутактные усилители(в отличии от однотаткных) не создают четных гармоник, которые делают ламповый звук столь приятным и мягким на слух, особенно это заметно на низких частотах.В двутактных усилителях четные гармонические колебания подавляются за счет второго плеча каскада. Именно поэтому аудиофилы стали уходить от РР-усилителей (и правильно делают!).

6. Усилитель не должен содержать обратных связей. Это касается как положительных(и говорить нечего!), так и отрицательных обратных связей. Обратная связ изначально была задумана для снижения искажений. Теперь мы пришли к выводу, что добиваться снижения искажений нужно только естественным путем. Т.е более точным рассчетом усилителя, подбором более линейных ламп, подбором межкаскадных конденсаторов, более точным рассчетом вых. трансформатора, более качевственным монтажем усилителя. Необходимость введенпия в схему усилителя ООС говорит о том, что усилитель недостаточно продуман и недостаточно просчитан. Поэтому нужно стремитьчся к тому, чтобы такая необходимость не возникала.

7. Шасси усилиеля должно быть отдельным от шасси источника питаня. Это, естественно приводит к снижению уровня 50Гц-фона в звуковом тракте. К тому же расположение шасси усилителя "вторым этажом" как бы подчеркиевает внешнюю красоту монтажа усилителя.

8. Шасси усилителя и все экраны должны быть выполнены из магнитомягкого материала. Этот пункт концепции объясняется очень просто и логично. Видели вы где-нибудь приемник, усилитель или другой звуковой аппарат старого образца с немагнитным шасси (дюраль, алюминь)?... И никогда не увилите!Это потому, что монтаж звуковой аппаратуры нуждается не только в электрической, но и в магнитной экранировке. Дюраль и другие немагнитные мтериалы для низкочастотных наводок (50 Гц) прозрачны и не защащают монтаж усилителя от паразитных фонов. Тоже самое касается и экранов трансформаторов. Именно по этому все экраны и шасси усилителей выполнены из отожженной стали.

9. Все элементы звукового тракта должны быть гармонизированы на слух и по данным спектрального анализа. Тут пожалуй следует сделать пояснение. Естественно, навряд ли кто-нибудь способен отличить по звучанию два одинаковых по типу и по длине куска провода. Мы не утверждаем, что мы можем это сделать. Но зато многие способны отличить по звучанию два разнотипных межкаскадных конденсатора (к примеру К-73 и МБМ). Про выходные трансформаторы уже и говорить не приходится - тут все важно (два внешне одинаковых транса могут звучать абсолютно по-разному!). Именно эти "звуковые различия" и должны являться исходными в процессе гармонизации.

Общепринятые принципы:
1. Выходные трансформаторы мотаются секционно
2. В усилителях используютя исключительно фарфоровые ламповые панельки отечественного военного производства
3. Монтаж звукового тракта выполняется экранироваными провадами
4. В усилителях применяется задержка включения анодного напряжения

Один из примеров характеристик усилителя, изготовленного с учётом этой концепции:
  • Не имеет обратных связей
  • Собран полностью на триодах
  • Работает в чистом классе "А"
  • Имеет полосу пропускания значительно перекрыввающюю звуковой диапазон
  • Имеет значительный запас по мощности
  • Не имеет парралельных (и последовательных) включений ламп
  • Все элементы схемы подобраны и гармонизированиы между собой на слух и по данным спектрального анализа
  • В качестве межкаскадных применены исключительно конденсаторы ССГ, советская оборонная промышленность. Эти емкостя благодаря качеству исполнения и применения дорогостоящих и редкоземельных материалов позволяют добиться наиболее "прозрачного звучания", что особенно заметно при воспроизведении высших частот на границы слышимого спектра.
  • Шасси усилителя полностью изготовлены из магнитомягкого материала
  • Монтаж усилителя выполнен на отдельном от источника питания шасси
  • Монтаж звукового тракта выполнен коаксиальным проводом с серебрянным покрытием
  • В усилителе реализованы регуляторы громкости на основе герконовых 14-ти позиционных L-аттенюаторов (находятся сзади) То есть регулировка громкости осуществляется по средствам делителя напряжения, плечи которого закоммутированы при помощи герконов, расположенных по окружности, в центре которой находится вращающийся магнит. Это позволило снизить искажения, вносимые обычным потенциометром, а так же повысить надежность и долговечность регуляторов.
  • Источник питания усилителя устроен таким образом,что на оконечный каскад анодное напряжение поступает непосредственно от вырямителя (без дросселей). Это позволило избавиться от искажений вносимых за счет индуктивности и активного сопротивляния дросселей .
  • Благодаря применению кенотронного выпрямителя для питания предварительных и драйверных каскадов удалось придать звучанию аппарата мягкую "ламповую" окраску. Звук стал еще больше ассоциироваться с работой старинного почетного лампового приемника.
Материал прислан нашим читателем, милости просим в обсуждение.


14 нравится? 15


17.09.2016 © 9zip.ru
Авторские права охраняет Роскомнадзор

Понравилась статья?
Леопольд говорит:
поделись с друзьями!

Хочешь почитать ещё про ламповый звук? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Онлайн-калькулятор расчёта по размерам магнитопровода габаритной мощности трансформатора
Импульсный анодно-накальный преобразователь на IR2153 для лампового усилителя
Электронный дроссель для лампового усилителя



Есть вопросы, комментарии? Напиши:

Имя
Комментарий
Длина текста:
число с картинки
Правила прочитал(а)
Как вставить картинку в свой комментарий?

Гость15 май 2018 21:38
Следует использовать одножильные провода.

Не располагать рядом сильноточные и слаботочные сигнальные цепи и цепи питания.

Провода с сетевым напряжением следует свить с периодом 1 сантиметр.

Провода от регулятора громкости к сеткам ламп должны быть самыми короткими (2-5 см) и экранированными.

Земляную шину следует соединить с корпусом усилителя в одной точке, рядом с регулятором громкости и сетками ламп. Других соединений с корпусом быть не должно, в том числе - у клемм и разъёмов.

Экранированные провода от входов должны иметь внутри оплётки две жилы. Оплётка соединяется с сигнальной землёй только со стороны ламп.

В сигнальном тракте нельзя использовать электролитические и керамические конденсаторы.

Пользовательские теги: изготовить шасси для лампового усилителя как как сделать шасси для лампового усилителя [ Что это? ]

Дальше в разделе Ламповый звук hi-end и ретро электроника: Переделка фильтра S-90, s-90a, как много в этом слове. После доработки и шлифовки акустического оформления колонок нельзя оставить нетронутым разделительный фильтр (кроссовер). К тому же, тщательность его заводской сборки просто потрясает, и в голове не укладывается, как он вообще может работать... Доводка, а, точнее - его полная переделка, дает потрясающий результат - звучание акустической системы просто не узнать (похорошело, конечно).

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты
Девять кучек хлама:

Радиотехника, электроника и схемы своими руками Ремонт домашней электроники Виртуальный музей старых радиодеталей XX века Ламповый звук hi-end и ретро электроника Катушки Теслы Радиодетали и модули с Aliexpress Интернет и сети, компьютеры и программы Категория свободна Инструкции


Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета - в одном месте!

 15.11 Терморегулятор с двумя каналами на ATtiny13
 15.11 Часы на ESP32 и светодиодах WS2812b
 15.11 Акустическая система с открытым верхом

Задай вопрос радиолюбителям!


2.11 Есть проект, где к МК через транзистор подключен ...
1
28.10 Здравия Всем. Нужна помочь, чтоб после запуска ...
18.10 Ребята помогите сделать схему простенькую для ...
2