9zip.ru Инструкции Самодельная акустическая система
Уже не помню точно, что послужило первопричиной для создания напольных АС, поэтому начну с того, что собрал я как-то модель корабля и было желание куда-то его поставить, чтобы было красиво… Появилось мысль поставить его на какую-нибудь декоративную стойку, но подобные штуки дорого стоили, а для повторения достаточно трудны… Тогда, видимо, и родилась идея о напольных АС, в смысле, совместить приятное с полезным. Немного поискав в литературе достойные для повторения варианты, я остановился на "Органной трубе", предложенной каким-то американосом, обещающим всяческие прелести… Ну, что, повторил я конструкцию - конечно, с никакими компьютерными полочниками не сравнить, но… бубнили эти штуки страшно. При просмотре кинофильмов, тогда еще только на VideoCD, это дело было не очень заметно, но при прослушивании музыки подобное самовольство колонок портило впечатление. Зато, именно тогда звучание напольников произвело на меня неизгладимое впечатление своим объемом и мощью.
Решив со временем родить что-нибудь более качественное, я начал штудировать все доступные информационные средства в поисках акустических рецептов создания АС. Перелопатил достаточно. Для того, чтобы окончательно запутаться. Когда, наконец, понял, что при всей моей одержимости создать нечто близкое к фирменным напольным АС не удастся - не та научная и производственная база, пришлось искать компромиссы.
Выявив основные параметры, которые хотелось бы учесть при создании своей новой АС, я приступил к подведению итогов.
Напрашивался вывод - однополосные системы наиболее близкие к идеалу. Но, с сегодняшними технологиями создать по настоящему идеальную широкополосную головку не удалось еще никому. Хотя существуют некоторые варианты, близкие к тому. К тому же, не хотелось особо раскошеливаться на дороущие импортные головки ибо в конечном итоге, всё свелось бы к фразе "проще было купить готовые АС", ну или "за что боролись"… Еще одна причина, почему я решил отказаться от многополосной системы - можно убить много времени и сил подбирая правильные фильтры между динамическими головками, в конечном счете, так и найдя радующей слух переходной характеристики - всё таки опыта в звукотехнике у меня не так много, да и производственная база, повторюсь, не сильно бюджетная.
Итак, при всём богатстве выбора, в поле зрения попала лишь одна отечественная головка, достойная моего внимания - 10ГДШ-1-4.
Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Диффузородержатель изготовлен штамповкой из стали. Диффузор с гофрированным резиновым подвесом и высокочастотный конус изготовлены из бумажной массы. Низкочастотный диффузор армирован с тыльной стороны тканью. Центрирующая шайба - из ткани с пропиткой.
Эффективный рабочий диапазон частот 63…20000 Гц
Уровень характеристической чувствительности - 90 дБ/Вт*м
Неравномерность АЧХ - 14дБ
Номинальное среднее звуковое давление - 0,8 Па
Полный коэффициент гармонических искажений 3-6%
Номинал.Электрическое сопротивление - 4Ом
Предельная шумовая мощность - 10Вт DIN
Предельная долговременная мощность - 15Вт
Предельная кратковременная мощность - 20Вт
Частота основного резонанса - 40 Гц
Эквивалентный объем - 45литров
Полная добротность 0,8+-0,2
Габариты - d200х87 мм
Масса - 1200 гр
Итак, взяв за основу такие параметры, как:
- я хочу напольную АС
- закрытую АС, во избежание гемора с расчетом и подбором фазоинвертора
- однополосную, во избежание гемора с фильтрами, усложнения конструкции и ухода от принципа "идеального источника звука"
- необходимо учесть эквивалентный объем для головки
- ограничиться высотой 900мм (из эстетических побуждений гармоничного вписывания в местный рельеф комнаты и ширины германской самоклеящейся пленки 90см:)
- передняя стенка, исходя из диаметра головки - больше 20 см
- материал - ДСП 16мм
- борьба возможными методами с паразитными явлениями...
…ну, может быть, что-то упустил. В общем, получается так, что я не стал мудрить лукаво, а собрал правильный корпус для хорошей головки.
Итак, сначала, рассчитал эквивалентный объем на 45 литров внутри… Получилось 900х220х230мм. Затем, Подобрал местоположение головки - 2/3 высоты корпуса - усредненная высота для НЧ и ВЧ головки. На задней стороне внизу отвел место под клеммную круглую вставку. Затем в мастерской у знакомого выпилил из ДСП всё это дело аккуратно на станочках. Купил саморезы для ДСП, простеганную вату, утеплитель URSA, деревянную замазку (мастику), и приступил к сборке...
Сначала всё просверлил и наживил, подровнял торцы, затем вновь разобрал и проклеил каждую сторону корпуса простеганной ватой, с небольшим напуском по краям. В лицевые панели вставил динамики с передней стороны, предварительно стамеской чуть углубив место посадки. Такое расположение головки устраняет краевые эффекты, все щели промазал мастикой. Затем собрал все панели в герметичный корпус, предварительно промазав места их контакта мастикой, а те самые напуски демпфирующей ткани загнул внутрь получив, таким образом, закгруленные углы (самые паразитные места)... В общем, внутри получилось так комфортно и мягко - ЛЮКС-конура:) Внутри, как видите на рисунке посередине корпуса обязательно установите поперечную площадку с вырезанной серединой - и она должна быть тщательно прикреплена к корпусу - это защита от паразитных колебаний корпуса.
Затем пробросил внутри акустический кабель - из бескислородистой меди 0,75мм, и пропаял это дело от головки до пружинных клемм внизу на задней панели. После этого приступил, наконец, к торцевым панелям...
Эти самые панели я также проклеил ватой, а затем установил на них акустические рассекатели из подставки под яйца (забыл как это правильно называется - картонные такие в магазинах) во избежание образования стоячих волн в таком длинном корпусе. И наконец, заполнил корпус утеплителем, не чтобы тепло было, а в качестве звукопоглотителя.
Снаружи срезал у корпуса углы рубанком аккуратно, отшлифовав потом напильником - это опять же источники паразитных призвуков, собственно, самого корпуса. Затем промазал весь корпус деревянной замазкой, в основном, конечно, чтобы щели между панелями замазать. После высыхания отшлифовал еще раз... и наконец, обклеил это дело самоклеющейся пленкой под дерево, одним рулоном, так чтобы склейка была на одном из углов взади...
Вес получился очень солидный, хотя точно сказать не могу, но мне тяжело таскать их, хоть я, конечно не очень-то и здоровый сам:) Ну, и понятно дело, колонки - на шипы!
Вот, собственно, и всё...
P.S. Несколько замечаний для повторения этой конструкции, родившихся гораздо позже...
1. Хорошо бы переднюю панель сделать из ДСП не 16мм, а например, 22 мм толщиной.
2. Необходимо усилить корпус (он все-таки большой) дополнительно поперечными площадками - пусть их будет хотя бы две, а лучше три.
3. Клеммы конечно надо винтовые, а не пружинные - дешевая экономия...
4. Провод внутри - лучше литцендрат, если найдете, или раскошелиться на качественный брэндовый акустический кабель лишенный собственных призвуков и тембровых окрасов.
5. В идеале - выровнять бы АЧХ головки фильтрами - корректирующими цепочками, но перед этим...
6. Необходимо синтепоном в 2 или 3 слоя проклеить окна корзины (диффузородержателя) головки - это снизит добротность головки, приспособив ее для нормальной работы в ЗЯ, а также...
7. Промазать диффузор головки касторовым маслом - это снизит искажения переходного характера, которые присутствуют у 10ГДШ-1-4 на частоте 400-500Гц...
8. Для желающих можно внизу корпуса изготовить изолированный отсек для засыпки песка, хотя колонки и без того достаточно увесистые.
Прослушивание выявило некоторые особенности получившейся акустики. ОЧЕНЬ и очень солидный бас - низкие частоты, прямо таки, обволакивают... Нельзя сказать, что они преобладают, но необходимого драйва могут добавить на вечеринке! В кино на откровенно низкочастотных пассажах захлебываются - это видимо из-за высокой добротности головки и необходимости одновременной работы в НЧ и СЧ диапазонах.. А так, колонки получились заточенные под музыку. Верхи на удивление тоже есть, и хоть их АЧХ немного изрезана особо это не бросается "в глаза"... Что еще порадовало - очень четкая локализация стереоситемы при грамотном расположении АС. Всё таки, сказывается неразделение звука на составляющие, как в многополосных системах.
Есть минус, у этой АС, и связан он именно с широкополосностью. Т.к. все частоты проходят через одну головку, т.е. одну электромагнитную систему, то широкополосность отыгрывается только за счет удачно созданного диффузора: соосных низко- и высокочастотников... Такая работа напрягает головку на большой мощности при воспроизведении сложного по частотной составляющей материала, т.к. системе приходится совершать колебания и низко и высокочастотные - "фигаро тут, фигаро там"...
В общем, итог, напольную акустику за 1000 руб/пара (где-то в эту стоимость они обошлись мне в 2000 году) вы не купите нигде. Великолепные низы, на хорошем кинотеатральном материале - просто сумасшедшие. Если бы реактивность им, то Саб не нужен вообще. Почти вся частотка, в том числе неплохие высокие... Легкость в повторении. Что еще для счастья надо?..
27 нравится?
10 16.09.2016 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Космический пират говорит: поделись с друзьями! |
|
Классная работа, я попробую повторіть.
, Концепция постройки домашнего кинотеатра на основе компьютера, размышления о комплектующих, программах и прочем.