9zip.ru Инструкции Усилитель Романова
Следующая ниже статья написана Ильей Романовым, человеком, чей подход к поиску правильного звука близок мне идеологически, а энергия, которую он проявляет в процессе, вызывает у меня здоровое чувство белой зависти. За сравнительно небольшой промежуток времени Илья добился высоких результатов в области самостоятельного изготовления и настройки акустики и усилителей. Но сегодня речь пойдет о вполне успешном и интересном проекте его первого усилителя. Его рассказ показался мне весьма интересным и познавательным. Надеюсь, и Вы сочтете опыт Ильи полезным.История создания "Defy" начинается в день, когда мне впервые удалось послушать аппаратуру Александра Клячина, талантливого разработчика российской аудиотехники класса Hi-End. Именно тогда я понял, что во многом спорные (с точки зрения человека, воспитанного тематической прессой) взгляды Александра как нельзя лучше совпадают с моим пониманием музыки. У меня появился ориентир, на который захотелось ровняться. К сожалению, пусть и не сверхдорогая, но все же Hi-End техника никак не стыкуется со студенческим бюджетом, и о приобретении компонентов "от Доктора" оставалось только мечтать. Выход нашелся быстро - делаю акустику и усилитель сам.
В процессе
работы над колонками неоценимую помощь оказали "Методика" Александра и дилер Клячина в Саратовской области, Андрей Власюк, не противившийся бесконечным сравнительным прослушиваниям моих самоделок с MVV, и помогавший правильно интерпретировать услышанное. С усилителем же ситуация была куда как непонятнее. Идеалом звука с самого начала стал ТА-2 (ламповых усилителей я тогда еще не слышал), началось бесконечное копание форума в поисках любых упоминаний о конструктиве этого аппарата. Постепенно выплыло, что он на ТДА7294, а больше ничего выловить не удалось...
Самый-самый первый вариант усилителя был собран буквально за пару вечеров. На тот момент я уже точно знал из общения коллег на форуме, что придется экспериментировать, постепенно приближаясь к оптимуму, поэтому с самого начала все потроха монтировались на макетном шасси, сделанном из фанеры. Как показала практика, решение насквозь правильное - ну очень удобно менять провода и конденсаторы!
Коротко о том, из чего же делался "Hi-End": платы использовались готовые, коих сейчас можно купить великое множество; резисторы тоже применялись какие попало, конденсаторы - электролитические Jamicon, остальные К73-17; в блоке питания стоял трансформатор ТА55, и емкости К50-18 (15000мкФ), ничем не шунтированные. Диодный мостик был выбран готовый, марку не помню, на ток 6А. Сигнальная проводка изготавли-валась из витых пар UTP-5, на питание и выход пошел отечественный монтажный провод сечением 1кв.мм (о марке история умалчивает). Едва успев впервые послушать свое творение, я поспешил отвезти его на сравнение с эталоном. Что и говорить, результат оказался плачевный - звук моего усилителя был просто отвратительным, звенящий, грубый, шершавый, с какой-то комканой подачей маленьких образов… ТА-2 буквально порвал мое творение, не оставив ни малейших кусочков…
Нет ничего удивительного в том, что после таких результатов у меня опустились руки… Зато за месяц апатии в отношении усилителя я успел настроить более-менее удобоваримый первый вариант колонки (да-да, именно 1 колонку), успех подтолкнул снова заняться усилителем. На этот раз в расход пошла проводка. Я заменил все провода кроме питания на самодельный литцендрат, по рецепту Максима Наумова, что дало просто ошеломляющий эффект - у аппарата буквально прорезался голос! Вторым этапом стало шунтирование электролитов в БП, сперва впаял К73-17 какого попало номинала, потом пошел отбор, остановился на 4.7мкФ. Результат снова не заставил себя ждать - звук почистился, значительно улучшилась прорисовка сцены.
В таком варианте аппарат радовал меня неопределенное время, весьма и весьма длительное, порядка 4-х месяцев, я ничего в нем не менял, прогресс встал… И, может быть, радовался бы так я еще долго, если бы не одно НО… В один прекрасный день я уронил во время уборки во включенный усилитель… металлическую линейку! Одного канала не стало сразу, но на этом неприятности не кончились - он утащил с собой еще и одну колонку… Не знаю каким чудом я успел за 5 минут до этого переставить финальный, вылизанный, и очень хорошо звучащий вариант на другой канал, но на выгоревшем оказалась ненастроенная колонка… Хоть это радовало :).
Памятуя о том, что "повторение возможно", я буквально за вечер восстановил плату сгоревшего канала, но переделки на этом не остановились. Зачесавшиеся руки требовали приложения, и я решил поиграть с электролитами в БП. В итоге параллельно имевшимся 15 000мкФ в плече встали 4700мкФ от Jamicon, и снова был шок! Звук здорово добавил в динамике, наконец-то появилась атака, мощная и упругая, бас бочка зазвучала как барабан, а не как подушка с опилками. Кроме того, "прояснилась" в целом подача музыки, К50-18 очень хорошие электролиты, но делают звук очень уж мягким, теплым и вальяжным, китайцы добавили немножко воздуха и прохладцы, которой так не хватало для точного баланса.
А затем, я поспешил подыскать подходящий корпус для своего творения. Долго искал, безуспешно, пока в одном из маленьких магазинчиков не увидел абсолютно исправный тюнер "Эстония 010 стерео", за символические 300р, который тут - же и был куплен. Про то, как у меня не поднималась рука раскурочивать абсолютно исправный аппарат рассказывать не буду, скажу одно - собирался с духом 3 дня. Но стоит начать… час работы кусачками и отверткой, и прекрасный, удобнейший корпус предстал передо мной во всей своей своеобразной красоте. Минус у такого донора один - очень уж здоровый, зато внутри умещаются практически любые конденсаторы и трансформаторы, да и на радиаторы огромные места остается. Много времени занял переезд с макета в окончательный корпус - пришлось переделывать всю проводку, да и сам корпус значительно облагородился, передняя панель была сделана новая, задняя значительно переделана, плюс полная перекраска.
В окончательном варианте конфигурация получилось вот какая: тороидальный транс 250Вт 2*25В, электролиты К50-18 (15000мкФ) + К73-17 (4.7мкФ) + Jamicon (4700мкФ), диодный мостик 6А, платы каналов - готовые, электролиты в питании на платах - Jamicon (1000мкФ), остальные конденсаторы К73-17. Вся проводка - литцендрат 34*0,17мм, с соблюдением направленности, при прокладке соблюдался принцип "от источника к потребителю". Появился селектор входов, пока на качественном переключателе, таком же, как и сетевой. Включение показало - звук стал еще лучше. Тут дали свой вклад новые провода, и аккуратность, с которой все делалось. Пару недель на прогрев - и вот я снова у Власюка, усилитель на табуретке рядом с ТА-2, провода подключены, ушки прогреты предварительным прослушиванием ТА-2… Play… и о боже! Слушать НЕ ПРОТИВНО!!! Андрей слушает трек за треком, я сижу и покрываюсь потом; вдруг то, что я слышу, всего - лишь самообман, вдруг я себя программирую? Вердикт был в мою пользу - усилитель очень хорош, конечно, не ТА-2, все попроще и помельче, но слушать очень интересно, эмоции передаются в полном объеме, не врет и своего не добавляе. Это был бальзам на раны! Полгода работы окупились сторицей. Дальше был бесконечные сравнения с брендовыми усилителями, как домашними, так и студийными, в конце концов, аппарат был продан, и я взялся за новый…
12 нравится?
7 18.05.2015 ©
9zip.ru Авторские права охраняет Роскомнадзор
| Понравилась статья? Кащей говорит: поделись с друзьями! |
|
, Почему я, человек, не имеющий опыта разработки и сборки подобного рода устройств вдруг решил самостоятельно собирать усилитель?